Английский для путешествий и не только — мотивация

Любовь ЛавроваАвтор — Любовь Лаврова – преподаватель английского и немецкого языка

Продолжение, начало читайте:

Английский для путешествий и не только, или Как эффективно освоить иностранный язык?

Английский для путешествий и не только — продолжение

Мотивация при изучении иностранного языка

Мотивация в данном случае – это ответ на вопрос, почему человеку необходимо изучать какой-либо иностранный язык. Мотивация является важной составляющей в изучении языка, от нее во многом зависит эффективность обучения.

Возможны самые разные варианты ответа на вопрос, для чего нужно изучать иностранный язык.

Одна из наиболее действенных мотиваций – это изучение языка потому, что человека интересует страна изучаемого языка, ему нравится ее язык, история, культура, искусство и т.д. При этом не всегда имеется конкретная цель, связанная с работой, учебой или проживанием за рубежом. Получается изучение ради изучения, или «искусство для искусства». Ярким примером такого изучения служит японский язык в нашей стране. Мне знакомы несколько человек, изучающих язык и культуру Японии, но не планирующих при этом связать свою работу и жизнь с этой страной. По мнению многих преподавателей, такой вид мотивации является очень эффективным и стимулирует людей к систематическим и длительным занятиям по изучению языка.

Если этот вариант может показаться экзотическим и непрактичным, то можно рассмотреть более близкие к жизни виды мотивации. В первую очередь, это необходимость использовать иностранный язык в работе. В нашей стране наиболее распространено изучение с данной целью английского языка, на втором и третьем местах – немецкий и французский, далее – испанский и итальянский. Не менее популярен и китайский язык в связи с ростом экономики Китая.

Знание иностранного языка для работы может понадобиться в самых разных видах. Это и участие в переговорах или посещение семинаров и конференций, где на первый план выходит понимание иностранной речи на слух и собственная речь на иностранном языке. Это и деловая переписка, начиная от электронной почты и заканчивая написанием сложных процедур и инструкций. Это и чтение специальной литературы в самых разных отраслях экономики. Наиболее востребованными в настоящее время являются темы, связанные с менеджментом, экономикой, юриспруденцией, управлением персоналом, маркетингом, а также специальная литература в технической или медицинской области.

Итак, изучение иностранного языка для работы также является достаточно мощной мотивацией. При этом важно, чтобы перед человеком стояли реальные практические цели. Например, освоить или улучшить разговорные навыки для делового общения с иностранными партнерами. Или научиться создавать презентации на иностранном языке для иноязычного руководства компании. Т.е. для эффективного обучения цель должна быть конкретной и достижимой.
В противовес могу привести пример, когда в одной крупной российской компании изучение иностранного языка происходило не с практической целью, а для галочки и повышения собственного имиджа русских сотрудников в глазах русскоязычного же начальства. Участники группы «проходили» учебный материал, писали экзаменационные тесты, формально переходили на новый языковой уровень и даже получали документы от курсов, подтверждающие обучение. Но при этом у них полностью отсутствовала языковая практика вне аудитории, не было реальной цели и стимула для использования полученных знаний в работе и жизни. В результате изучение языка было скорее формальным, и процесс обучения оказался малоэффективным, даже несмотря на современную методику обучения.

Не менее значимой является мотивация к освоению языка для последующей учебы за рубежом. В последние десятилетия это направление стало популярным. Об этом свидетельствуют периодические выставки, посвященные образованию за рубежом. Одним из условий поступления в вуз за границей является сдача международного экзамена, подтверждающего уровень владения иностранным языком. Самые распространенные экзамены – TOEFL и IELTS. Помимо сдачи теста, необходима общая языковая подготовка для обучения за рубежом. Будущий студент должен владеть языком на таком уровне, который позволит свободно объясняться в академической обстановке, читать учебную литературу, слушать лекции и т.д.

Следующей популярной мотивацией является подготовка к отъезду за границу на ПМЖ. Наиболее востребованными среди наших соотечественников являются англо- и немецкоязычные страны. В моей практике встречались как целые семьи из нескольких поколений, так и семейные пары, которые изучали иностранный язык для выезда за рубеж. В таком варианте обучения важно не только освоение непосредственно иностранного языка, но и получение лингвострановедческих знаний. То есть знакомство с традициями, культурой, этикетом и многими другими аспектами общественной жизни страны будущего проживания.

Распространенным является изучение иностранных языков с целью туризма. Это тоже достаточно серьезная мотивация, поскольку российские граждане с удовольствием путешествуют за рубежом, знакомясь с культурой и жизнью других стран. В данном случае вполне достаточен небольшой объем знаний и навыков, которые потребуются для успешной коммуникации на иностранном языке. Но и для освоения запаса базовой лексики и основ грамматики требуется некоторое время и усилия. Поэтому, желание побывать, скажем, в Великобритании или интерес к достопримечательностям немецких городов являются хорошим основанием для успешного обучения.

Не в последнюю очередь изучение иностранных языков востребовано среди тех, кто ищет себе пару или друзей за рубежом. Среди моих знакомых немало браков сложилось между русскими и иностранцами. Причем есть примеры как иностранцев, осевших в России с русскими женами, так и русских девушек, переехавших за границу и создавших там семьи с иностранцами. Конечно, любовь и чувства на первых порах помогают преодолевать языковой барьер и непонимание на почве незнания иностранного языка. Однако, чтобы лучше узнать партнера, вести грамотную переписку в начале отношений, успешно понимать друг друга и достичь взаимопонимания в семейной жизни в дальнейшем, важно знать язык и культуру страны своего партнера. В данном случае можно даже сказать, что хорошее владение иностранным языком является залогом семейного благополучия и счастливой личной жизни.

Наконец, отдельно следует сказать о таком непростом вопросе, как мотивация детей к изучению иностранного языка. Поскольку в силу своего маленького возраста ребенок еще не всегда готов осознанно и целеустремленно учиться иностранному языку, важно учитывать эту особенность для успешного создания мотивации. Однако нужно отметить, что многие дети младшего и среднего школьного возраста уже понимают необходимость обучения. Маленькие ученики в состоянии сформулировать цель изучения как «будущая учеба, работа и путешествия», пусть даже это и делается со слов взрослых. Но в данном случае необходимо создание фоновой, базовой мотивации. Каким образом можно усилить мотивацию у ребенка, изучающего иностранный язык?

Во-первых, нужно учитывать, что в силу психологических особенностей своего возраста ребенок лучше всего осваивает любую новую информацию в игре. Существует масса учебных пособий для детей с градацией по возрасту и уровню сложности. Среди них можно выделить наглядные пособия: всевозможные тематические плакаты (на лексические темы: «Семья», «Еда», «Животные» и т.д.), лингвострановедческие пособия (карты страны изучаемого языка – Великобритании, США, Австралии, Канады, карты городов – Лондона и пр.), а также игровые карточки, лото, настольные игры. Кроме того, имеется множество учебных фильмов для детей, где увлекательно и доступно рассмотрены различные языковые темы и явления. Наконец, существуют разнообразные компьютерные тренажеры, которые позволяют в игровой форме выполнять упражнения для отработки языковых навыков.

Во-вторых, для мотивации ребенка можно связать изучение языка с его увлечением или хобби. Например, если ребенок посещает спортивную секцию, можно связать изучение языка с обсуждением его любимого вида спорта, популярных спортсменов, спортивных мероприятий и праздников. Практика показывает, что, если затронута интересная для ребенка тема, учебный материал усваивается быстро и легко.

В-третьих, ребенка можно мотивировать, используя иностранный язык для общения с его сверстниками из других стран. Причем это возможно не только при выезде за границу на отдых или в языковую школу. Сейчас можно найти друзей по переписке на специализированных форумах в интернете, существуют клубы для детей, изучающих иностранный язык, где можно знакомиться и общаться между собой на разные темы. Квалифицированный преподаватель всегда поможет подобрать такие ресурсы. Естественное общение служит хорошим стимулом для освоения языка, так как наглядно демонстрирует языковые возможности в реальном процессе беседы или обмена письмами.

Возвращаясь к вопросу мотивации в целом, следует упомянуть отрицательную мотивацию. Это мотивация от противного, например, когда человек изучает язык вопреки каким-либо обстоятельствам (не получается, но я все равно буду стараться) или чьему-то мнению (мне запрещают или надо мной смеются, а я все равно буду заниматься). Это тоже довольно эффективный, хотя и необычный подход.

Наконец, хочется вспомнить знакомое русское выражение, что учиться нужно «не за страх, а за совесть». То есть как раз-таки отрицательная мотивация (страх наказания, провала и т.п.) дает результат хуже, чем положительная (искренний интерес, жажда знаний и т.п.). Бывает и сочетание «страха и совести», когда например, предмет интересен сам по себе, но при этом еще и присутствует страх провалить экзамен.
Чтобы проиллюстрировать пример отрицательной мотивации приведу известный студенческий анекдот:
Студент сдает экзамен по английскому языку. Преподаватель ему удивленно:
— Молодой человек, Вы мне на китайском отвечаете!
— Ой, в темноте вчера не тот учебник взял.
В заключение можно сказать, что мотивация для изучения иностранного языка может быть самой разной, но главное, чтобы человек мог прежде всего для себя сформулировать, для чего ему необходимо изучать иностранный язык. От этого будет зависеть как программа обучения, так и его успешность и эффективность.

Какая форма занятий лучше: в группе, индивидуально или самостоятельно?

Многие, планируя обучение, задумываются, как лучше заниматься: индивидуально, в группе или самостоятельно?

Единого рецепта в данном случае не существует. Все зависит от целей обучения, а также от склада личности учащегося. Среди плюсов занятий в группе можно перечислить следующие:
— Вы получаете возможность общаться с участниками группы на иностранном языке, отрабатывая разговорные навыки;
— Вы можете сравнить свои успехи с другими участниками и использовать элемент соревнования для повышения своего уровня;
— занятия в группе проходят по фиксированному расписанию, это дисциплинирует и заставляет регулярно уделять время изучению языка.

Важно учесть, что наиболее эффективны занятия в небольших группах: от 3-4 человек до 6-8. При занятиях в группе из 10-15 человек эффективность резко снижается. Поэтому среди минусов занятий в группе можно отметить следующие:
— в группе Вы получаете меньше внимания преподавателя, не всегда есть возможность исправить и разобрать все Ваши ошибки, задать и обсудить все интересующие Вас вопросы;
— уровень участников группы, как правило, бывает неравномерным. Несмотря на то, что курсы определяют уровень знаний в предварительном тестировании, не всегда удается сформировать группы из участников ровно одного уровня. Поэтому кто-то оказывается более продвинутым, а кто-то отстает;
— скорость обучения у всех разная и зависит от личности и темперамента. Есть более медлительные и вдумчивые ученики, которым требуется время, чтобы освоить новый материал. Они не успевают за группой, отстают и в результате теряют интерес. Есть более импульсивные ученики, которые все схватывают на лету. Им может быть скучно в окружении более медленных участников, они отвлекаются от обучения и также теряют интерес к занятиям. Получается, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, где каждый тянет в свою сторону, а телега стоит на месте.

Прежде чем рассмотреть плюсы и минусы индивидуальных занятий с преподавателем, скажу несколько слов о самостоятельном изучении языка.

Это вполне допустимо и возможно в следующих случаях:
— если Вы уже владеете одним и более иностранными языками. В этом случае у Вас уже есть опыт изучения языка, Вы имеете некий подход, знаете хотя бы основные лингвистические понятия и можете осознанно заниматься самостоятельно;
— если Вам нужно освоить азы иностранного языка для бытового общения, например, в путешествии за рубеж. Вам достаточно выучить основные слова и фразы по самоучителю или разговорнику, не вникая в тонкости грамматики и лексики. Вы ставите перед собой простую задачу и легко выполняете ее сами;
— если Вы дисциплинированный человек с высоким уровнем самоорганизации и ответственности перед собой. Тогда Вам не требуется фиксированное время занятий с преподавателем, проверка домашних заданий и т.п. Вы берете на себя роль организатора и контролируете свой процесс обучения.

Индивидуальные занятия с преподавателем имеют ряд неоспоримых преимуществ, которые недоступны Вам при занятиях в группе или самостоятельно:

— Вы можете проконсультироваться у преподавателя, если у Вас есть вопросы; можете попросить объяснить Вам какое-либо сложное грамматическое явление или незнакомый оборот (самостоятельно не всегда можно найти точный и верный ответ в словаре или интернете, либо на это потребуется много времени);
— преподаватель будет поправлять все Ваши ошибки, а также разбирать их и дополнительно отрабатывать сложные правила в специальных упражнениях;
— преподаватель может подобрать подходящий учебный курс, опираясь на свой опыт, тогда как Вы не всегда удачно и сразу сможете сделать это самостоятельно;
— преподаватель может направить Вас или скорректировать учебный курс при необходимости , тогда как Вы не всегда можете точно определить, насколько успешно Вы осваиваете язык, как далеко Вы продвинулись и как заниматься дальше.

Выбор того, как заниматься, — в группе, индивидуально или самостоятельно всегда остается за Вами. Но если Вы решили обратиться к преподавателю, то важно обратить внимание на ряд моментов, чтобы сделать правильный выбор. Об этом читайте в продолжении в следующей части.

(Продолжение следует)

Английский для путешествий и не только — как правильно выбрать преподавателя иностранного языка

Читайте также

Другие статьи Любови Лавровой

Обучение английскому и немецкому языку

Любовь Лаврова, Израиль

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

24 комментария: Английский для путешествий и не только — мотивация

  1. Наталия пишет:

    Статья понравилась, чувствуется что автор любит свой предмет и имеет достаточный опыт в его преподавании. Особенно понравилась часть статьи о разных способах мотивации детей при изучении иностранного языка.
    Согласна, что думающий, опытный преподаватель, умеющий разглядеть в каждом ребенке его индивидуальность и особенности психологии, сможет скорее пробудить интерес ребенка к изучению иностранного языка.

    • Любовь Лаврова пишет:

      Наталья, спасибо! Сейчас особенно приятно заниматься преподаванием, поскольку доступна масса вспомогательных материалов. Раньше, когда я только начинала изучать язык сама, все ограничивалось одной книгой — учебником с упражнениями и в лучшем случае кассетой с аудиозаписью. В современных условиях преподавателю нужно только сориентироваться и правильно выбрать учебные пособия.

      • Вахмурка пишет:

        А кому-то, на заре туманной юности, приходилось заниматься в лингафонном кабинете, где для прослушивания текстов выдавали пленки на бобинах. Там все шуршало, проигрыватель периодически жевал пленку и ломался.
        Вот где нужна была чумовая мотивация 🙂

        • Сергей пишет:

          Была нормальная мотивация, если не хотел пополнить собой ряды СА ))

          • Вахмурка. пишет:

            В инязе военная кафедра была 🙂
            И как дополнительный бонус — занятия по военному переводу.

        • Любовь Лаврова пишет:

          Поэтому на партах в лингафонном кабинете студенты выцарапывали стишки наподобие:
          «Желал бы видеть я хоть раз
          Объятый пламенем иняз»
          :))))

  2. Роман пишет:

    В путешествии знать английский язык просто необходимо, особенно если путешествовать без туристических компаний, например взяв машину на прокат.

    • Любовь Лаврова пишет:

      Совершенно верно. Знание языка в поездках за рубеж существенно облегчает жизнь. Учитывая непростую обстановку в турбизнесе, лучше все поездки устраивать самостоятельно. Но именно из-за незнания языка многие от этого отказываются и вынуждены страдать от недобросовестности турфирм.

  3. Юрий пишет:

    Как показывает практика, на работе нужнее всего английский матерный. Но, за неименеем такового, приходится выкручиваться эвфемизмами…

    • Любовь Лаврова пишет:

      Юрий, что же это за работа такая? 🙂
      Вообще-то английский мат не настолько силен и впечатляющ, как русский. А уж эвфемизмы и тем более.

    • admin пишет:

      Действительно, Юрий, что за работа у тебя такая?

    • Юрий пишет:

      Уважаемая админ должна бы догадываться, что это за работа 🙂 Сфера деятельности: переводы русского нецензурного в английский уважительно-вежливый.

  4. Вахмурка пишет:

    (Уважительно кланяясь и шаркая ножкой)
    Перспективу занятий с таким блестяще эрудированным преподавателем, как Вы, саму по себе уже можно отнести в разряд мотивации!

  5. Наталья пишет:

    А я все думаю, что ж английский то просто так не учится — мотивации нет. В поездках и так все понимаю, а что сказать быстро ничего не могу — так муж скажет. Сижу и думаю, с чем начать бороться с мужем, или отсутствием мотивации?!!! Отличная статья, действительно просто так для себя как-то английский не учится, а цели нет, нет и результата! Хотя книжки адаптированные читать нравится, для того, чтобы мозги шевелились!

    • admin пишет:

      «Сижу и думаю, с чем начать бороться с мужем, или отсутствием мотивации?!!!» — конечно же надо начинать с мужа, даже не обсуждается…

    • Любовь Лаврова пишет:

      Начните бороться мужем, он перестанет с Вами разговаривать, в том числе и в поездках, вот и мотивация появится. 🙂
      А если серьезно, то на почве чтения можно выработать мотивацию к углубленному изучению языка, чтобы уже не адаптированные книжки читать, а замахнуться на оригинал. Как Вам такая идея? Кстати, многие современные бестселлеры написаны несложным языком.

  6. наталья пишет:

    Шутка — отличное дело! Когда очень тяжело читать-сложный текст-интерес быстро пропадает-лень впереди идёт!!! Хотя всегда все упирается в желание что-то сделать! Есть желание-горы свернешь, нет- так сто причин не делать!

    • Любовь Лаврова пишет:

      Это точно! На этот счет есть хорошая английская пословица — If there is a will, there is a way (Если есть желание, найдется и способ).

  7. Андрей пишет:

    Очень хорошая статья…

    Мое мнение такое, что к сожалению, без нормальной практики, иностранный язык освоить достаточно сложно… вот у меня например есть определенный минимальный уровень английского языка, с помощью которого я могу общаться и объясняться в тур. поездках за рубежом, но его не хватает для того, чтобы я например работал в иностранной фирме и каждый день бы общался на нем. По моей специальности, иностранный язык не шибко нужен… вот и думай… курсы помогут не сильно… минимальная практика языка есть при поездках за рубеж… знать язык лучше я бы хотел… но если нет постоянной практики, я для себя вижу это маловероятным…

    • Любовь Лаврова пишет:

      Андрей, рада, что Вам понравилась статья!
      Что касается практики, Вы правы, она необходима для совершенствования разговорных навыков. Поскольку Вы можете общаться в поездках, значит языковой барьер Вы уже преодолели. Для дальнейшей практики оптимальный и логичный путь — это занятия с преподавателем. Но если по какой-то причине это невозможно, то Вы можете попробовать посещать разговорные клубы для изучающих язык. В Москве есть несколько таких хороших мест для общения на английском. Плюс просмотр фильмов и телевизионных программ в оригинале, общение в интернете. Т.е. нужно как можно больше контакта с языковой средой.

  8. Рубеж пишет:

    Хорошая статья. После прочтения немного поднимает мотивацию, но как ее удерживать длительное время?

    • Любовь Лаврова пишет:

      Все зависит от Вашей цели — для чего Вы изучаете язык. Стремление к достижению цели и должно служить мотивацией. Если Вас не подгоняют сроки, например, необходимость быстро подготовиться к экзамену или уехать на работу/ учебу за границу, то поможет только самодисциплина. Организуйте себе график занятий и придерживайтесь его. Или вступите в соревнование с кем-то из знакомых, кто тоже изучает язык: кто быстрее изучит материал и достигнет лучшего результата. Не всегда удается работать исключительно на интересе к предмету, иногда нужно себя заставлять работать над получением знаний, но положительный результат всегда того стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *