Без сценария нет фильма, или сколько стоит востребованный сценарист

Вебинар «Как стать востребованным сценаристом» сразу привлек мое внимание, причем именно своим заголовком. Любой человек, который занимается производством фильмов, не обязательно для кино или телевидения, а просто для себя, для друзей и пр, в какой-то момент обязательно сталкивается с необходимостью разработки сценария.

Николай Куликов

Можно иметь кучу отснятого материала, например, из поездок или с различных мероприятий, вот только что с ним делать? В сыром виде он никому не интересен, возможно, кроме самих участников событий. А поделиться так хочется…

И тут начинаются муки творчества. Сначала собираешь какие-то кадры воедино, пытаясь передать свои ощущения, потом подбираешь музыку, потом смотришь на то, что получилось… и хочется плакать. Ведь задача режиссера — сделать людей, которые смотрят твоей фильм, счастливыми. Хотя бы на то время, пока он идет. Поэтому, если в фильме всего лишь твои ощущения, то для счастья других этого недостаточно.

И тут приходит первое открытие — без сценария не обойтись. Понятно, что сделать сценарий заранее проблематично, непонятно, куда тебя жизнь занесет (если это, конечно, не художественный фильм), а вот имея материал на руках — вполне реально. Естественно, что придется что-то доснимать или переснимать, но это уже рабочие моменты. А вот учиться тому, как создавать сценарии, нужно, конечно же, у профессионалов.

Итак, докладчиком на вебинаре был Николай Куликов — один из сценаристов фильма, который мне в свое время очень понравился — «Легенда N17».

Как и в любом таком выступлении, на вебинаре вначале были озвучены очевидные вещи — нужно учить английский, в интернете есть вся необходимая информация для самообучения, нужно искать людей, с которыми ты сможешь работать и пр.

Ну и жизненные советы и примеры:

  • если вы сценарист, то вы постоянно переписываете сценарий;
  • если в сцене есть юмор, то он должен чувствоваться уже на бумаге;
  • надо читать сценарии лучших фильмов, в частности — номинированных на Оскар, они есть в интернете в открытом доступе;
  • книги о написании сценариев, например, для короткометражек, можно найти в Гугле по запросу Books about writing short films или какому-нибудь аналогичному.

Интересно, что он не первый, кто говорит, что у нас на рынке мало востребованных сценаристов, поэтому конкуренции здесь почти никакой нет. Такую же мысль озвучивали и на сценарной конференции, проходившей недавно.

И на последок, сколько же у нас сейчас стоит востребованный сценарист?

Итак, востребованный сценарист может продать сценарий полнометражного фильма где-то за 4-6 млн рублей. Правда, тут надо понимать, что это минимум 6-8 месяцев жизни, иногда до года. Столько времени уходит на то, чтобы написать, а потом и переделать сценарий под требования заказчика.

Много это или мало? Тут уже каждый сам решает для себя…

Читайте также

Доминирующая страсть в характере героя на семинаре Александра Митты — как это перекликается с сегодняшними событиями

Искусство наблюдать жизнь

Он-лайн конференция в два последних солнечных выходных — как же так получилось?

Фильм “Капля в Океане” уже на четвертом фестивале. На этот раз — “Северный характер” в Мурманске

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

28 комментариев: Без сценария нет фильма, или сколько стоит востребованный сценарист

  1. Алена пишет:

    «Ведь задача режиссера — сделать людей, которые смотрят твоей фильм, счастливыми» — ? Да-а-а-а-а?

    • admin пишет:

      Ты хочешь сказать, что ты не согласна?
      Вспомни классика: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему» (из повести «Чук и Гек» (1939) Аркадия Гайдара)

      • Алена пишет:

        Режиссер хочет сделать людей, которые смотрят его фильм, счастливыми — так, как ОН понимает счастье? Или как ОНИ его понимают? Или как-то еще?

        По моим наблюдениям, режиссер вообще часто не думает о тех, кто будет смотреть его фильм, а делает все так, как подсказывает ему то, чем он руководствуется. То, что он старается пробить зрителя на эмоции — абсолютно согласна. А вот насчет счастья — — не знаю.

        • admin пишет:

          Счастье для режиссера — человек пришел на фильм и досмотрел его до конца. Счастье для зрителя в понимании режиссера — человек пришел на фильм, полностью в него погрузился и на это время забыл обо всем на свете. Это программы — минимум.
          Мне еще нигде не попадалось конкретного и объективного определения слова «счастье». Одна только философия.

          • Алена пишет:

            Словом «философия» ты ругаешься? А от выражения «объективное определение слова «счастье» — тебе самой не смешно?

            Про «счастье режиссера». Когда человек забыл обо всем на свете и досмотрел фильм до конца — что потом? На этом счастье режиссера заканчивается или есть продолжение? Ведь дальше возможны разные варианты развития событий.

            • admin пишет:

              Конечно смешно, потому что нельзя объять необъятное.

              А потом после просмотра возможны варианты. Например, они могут правильно прочесть мессидж, заложенный в фильме, и ему последовать. Но это уже высший пилотаж.

              А могут понять его с точностью до наоборот. Тогда грустно… А еще могут сразу же все позабыть, что смотрели на экране. Вот это совсем плохо (для режиссера)

          • Виктор пишет:

            Здесь я полностью согласен с Аленой. Совершенно не обязательно задача режиссера состоит в том чтобы сделать зрителя счастливым. Может быть она состоит в том чтобы сделать его несчастным.
            Да и вообще, как можно видеть задачу режиссера в том, что каждый понимает по-своему и чему нет определения — одна философия? Получается что главная задача режиссера состоит в том, что каждый понимает по-своему и чему нет определения.

            • admin пишет:

              Можешь же ты объяснить так, чтобы все сразу понятно стало! А то я пытаюсь-пытаюсь, а все без толку

  2. forourmen пишет:

    Сценаристом сможет быть только человек, который знает, что это — его призвание. Если такая работа в тягость, это будет видно на бумаге.

    • admin пишет:

      Сейчас почти у кажого есть фотоаппарат с видеокамерой. Или камера в телефоне. И каждый может попробовать стать и сценаристом, и режиссером

  3. Larisa пишет:

    Мне кажется, счастье каждый по своему понимает, но согласна , что счастье для сценариста, если зрители, глядя фильм по его сценарию, полностью погружаются в реальность сюжета и забывают об окружающем.

  4. Незнакомка пишет:

    Каким, все же, разносторонне образованным человеком должен быть сценарист! По моему, он еще хорошо должен понимать людей…

    • admin пишет:

      Понимать людей нужно в любой профессии. И сценарист здесь — не исключение

  5. Иван пишет:

    Сценарий — это своего рода план действий. Как в роботе, бизнесе, да и повседневных делах. Без него может быть суета.

  6. Рома пишет:

    Творческих Тебе успехов Люд! Не сомневаюсь из тебя получится замечательный сценарист.

  7. Виктор пишет:

    Мне кажется, для сценариста очень важен жизненный опыт, может быть даже довольно узкий опыт (в какой-то одной сфере), но достаточно глубокий, личный, эмоциональный. Иначе он просто не сможет придумать, составить или даже просто изложить (для документального фильма) историю, расставив акценты так, чтобы это было убедительно для многих, в том числе возможно и более умудренных людей.

    • Ludmila пишет:

      Думаю, что у сценариста должен быть талант рассказчика — иначе, как он передаст свои мысли другим? И он должен уметь эти мысли излагать письменно и доступно.

      Понятно, что у него есть и свое мировоззрение, и свой жизненный опыт. Даже если он совсем еще юный! Свой первый сценарий я написала в школе, для новогоднего вечера.

      Дело было так — мы собрались втроем или впятером и набросали планчик вечера и реплики героев. А потом я взяла его к себе и за ночь полностью переписала! Совершенно по-другому.

      Это получилось само собой — начала писать и он «зажил своей жизнью», у героев полилась речь — в том числе, с какими-то для меня самой странными словами и оборотами… Там был и Черномор (позаимствованный из песен Владимира Высоцкого), Снегурочка, которую «сперли», наш роскошный физик стал дедом Морозом.

      Физику я посвятила «сумасшедшие стихи» в 9-ом классе, когда вместо него нам дали тетку-завуча. Звучало это примерно так: «Я — математический маятник, и моя тангенциальная направлена вверх! Какое счастье быть таким маленьким и качаться, презирая всех!..»

      С ним мы изучали механику, от которой меня так «перло», только благодаря нашему Юльевичу. Он был настоящий Д’Артаньян, во многих смыслах — кто-то, может, меня поймет!..

      И тут вдруг, представьте, поднимаюсь я месяц назад, на лифте — еду в гости, на съемную московскую квартиру, к моим ульяновско-самарским друзьям — и в лифт заходит наш Физик — тот, которого я так обожала! Причем практически не изменившийся, а годков пролетело «немеряно», как говорит мой любимый А.Я. Розенбаум.

      Эх, не прочитала я сейчас нашему Физику в лифте своих старых стихов, в любви не призналась — а стоило бы!

      В общем, мой первый школьный сценарий был принят к исполнению — уже просто потому, что переписывать его в 3-й раз ни у кого не было ни времени, ни желания! Т.к. Новый Год уже практически стоял на дворе.

      А всем начинающим — и продолжающим — писателям, ведь сценаристы — это, в 1-ю, очередь, конечно ПИСАТЕЛИ — желаю отлавливания ТОГО САМОГО состояния, когда слова (а в них, естественно, мысли) сами приходят откуда-то из пространства, которое точно больше, чем Планета Земля.

      Приходят — и сами ложатся на бумагу. Ну и пребывания в этом состоянии как можно чаще!.. Аминь.

      • admin пишет:

        Сценаристу одного таланта рассказчика мало. Нужно много чего еще — знание психологии, дисциплина, умение понимать других людей и находить с ними общий язык, талант продажника и пр. Как, собственно, почти для любой другой профессии.

        А Физика своего ты еще встретишь

    • admin пишет:

      Кстати, как говорят сами сценаристы, сценаристам многие из них стали после 40 лет. Многие известные режиссеры, кстати, тоже стали режиссерами где-то после этого возраста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *