Что главное при создании кино и как об этом рассказать?

Александр МиттаПоделюсь своими впечатлениями от первой части семинара Александра Митты, посвященного структуре фильма.

Что главное при создании кино? Как сделать фильм таким, чтобы его захотелось посмотреть? А если и начали смотреть, то чтобы досмотрели до конца, а в идеале и рассказали друзьям, какой это замечательный фильм?

На самом деле, не так уж важно, что является главным. Как это? Попробую объяснить.

Итак, появляется лектор, который начинает говорить, и весь зал накрывает. Что это значит? А то, что все — и преподаватель, и те, кто пришли на семинар, становятся единым целым. Причем, это происходит даже не с первых слов, а прямо с того момента, когда Александр Наумович только входит в зал.

Что это — гипноз, чары — как еще назвать?

В гипнозе есть такой инструмент, при использовании которого не так уж важно, что именно произносится, важно, как это произносится — и необходимый результат оказывается достигнут.

И так — три дня подряд. Приходишь на занятия, входишь в транс, временно (но не полностью) выходишь из него вечером после занятий, а на следующий день — все по новой.

Теперь по теме — о структуре фильма. Есть законы создания фильма, которые надо соблюдать. Они хорошо описаны, например, у самого же Александра Митты на сайте — что их повторять? Но хочу отметить, что просто читать эту информацию бесполезно, надо видеть и слышать, как ее преподносит мастер.

В результате совершенно другим взглядом смотришь на фильмы, которые до этого или вообще были не особо интересны, или же воспринимались как некий action (что-то происходит на экране, вроде захватывает, фильм заканчивается — сразу все забывашь). Или же были интересны, но теперь в них открылось нечто такое, что раньше даже в голову не приходило.

И тут неважно, художественный это фильм или документальный, российский или зарубежный, старый советский черно-белый, или современный, недавно получивший Оскара.

Добавлю, что Пасху праздновали все вместе.

Александр Митта

В перерывах разговоры между слушателями идут только о кино. Кто-то за ночь успел посмотреть полностью те фильмы, о которых говорили на семинаре накануне, у кого-то появились новые идеи, кто-то нашел что-то необычное и делится этим с окружающими.

Участники семинаров работают в разных сферах, что делает общение, скажем так, многогранным. Они непосредственно снимают фильмы или занимаются их пост-продакшином, пишут книги или сценарии, или просто работают в смежных или даже далеких от кино областях. Кстати, многие из тех, кто пришли на занятия, на вопрос: «С какой целью вы пришли на семинар?», ответили просто: «Чтобы вдохновиться».

Что я здесь делаю? Кто не знает, читайте вот здесь.

Читайте также

Можно ли выиграть в лотерею, или ТерВер «отдыхает»

Доминирующая страсть в характере героя на семинаре Александра Митты — как это перекликается с сегодняшними событиями

В чем состоит магия кино?

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

72 комментария: Что главное при создании кино и как об этом рассказать?

  1. Katherina пишет:

    Очень интересно рассказываешь!! Спасибо, автор, пиши еще!!

    • admin пишет:

      Когда есть поддержка читателей в виде feedback — ов, то посты пишутся сами собой!

  2. Алекс пишет:

    «Халава — это будет пострашнее Фауста, товарища, Гёте». Шилов.
    Из фильма Ментовские войны.

  3. admin пишет:

    Кто такой Халава?

    • Алекс пишет:

      Халава — от слова халва.
      Опечатка — халява :-))

      • admin пишет:

        Так это еще заслужить надо

        • Алекс пишет:

          Лотерея — всегда халява))
          Потповоду гипнотизма лектора — это только для определённой группы людей, действительно ожидающих выступление вождя.
          Гебельс тоже был хороший оратор))

          • admin пишет:

            Завидовать не хорошо

          • Алена пишет:

            Лотерея — всегда халява или выигрыш в лотерею — всегда халява?

            Про Геббельса — он был, в первую очередь очень сильный пропагандист и организатор пропаганды. Т.е. не только хороший оратор, но и тот, кто знает, где, кому, что и как надо сказать, чтобы произвести нужное впечатление.

            • Алекс пишет:

              Лотерея и выигрышь в лотерею — всегда халява.
              Можно говорить про везение. Кому как.
              Вот выигрышь в тотализатор — это прикладные знания, уложенные в систему распределённых ставок.

              Похоже мир потерял талантливого режиссёра.
              Ведь кино — это и пропаганда тоже))

              • admin пишет:

                Ты еще осьминога Пауля вспомни- вот кто главный аналитик со стройной системой распределенных ставок!

              • Алекс пишет:

                Насчёт Паульса не знаю. Зато я был знаком с игроками на букмекерских ставках футбола, которые редко проигрывали. Сумма получаемого выигрыша была предсказуемой))

              • Алекс пишет:

                Осьминог Пауль — с ним не знаком, о нём почти ничего не слышал.

              • admin пишет:

                Как же ты можешь рассуждать о футбольных ставках, не зная осьминога Пауля???

              • Алекс пишет:

                Мне предлагали поучаствовать. Я отказался. Время не совсем удачное — посещать букмекерскую контору каждый день с 23:00 до 00:00.

  4. Алена пишет:

    Есть такое понятие, о котором я периодически толкую на данной площадке: это ШКОЛА. Школа в науке, искусстве, социальных отношениях и т.п. И, на мой взгляд, самое главное отличие ШКОЛЫ заключается в том, что информация передается от человека к человеку вместе с отношением к ней, что достижимо с большим трудом даже при использовании современных высоких технологий. Образно говоря, надо подышать одним воздухом с тем, кто передает тебе информацию. И желательно — подольше. Именно этим сейчас и занимается наш уважаемый админ: дышит, впитывает, усваивает (т.е. делает своим).

    • Алекс пишет:

      Да это ясно — хочешь быть физиком — общайся с физиками, хочешь быть торговцем — сиди на рынке.
      Классика жанра.
      А большие буквы ШКОЛА — здесь не причём. Обычное наименование процесса обучения.

      • admin пишет:

        Школа — это все-таки статика, а процесс — динамика

        • Алекс пишет:

          Школа — всегда динамика — с 1 по 10.
          Школа кого то — да, статика.
          Например — матчи с Треьяком — отличная школа для вратарей.

          Наверное надо уточнить, что имела ввиду Алёна. Может можно заменить более простым словом?))

        • Алена пишет:

          А откуда такая уверенность, что школа — статика? Обоснуй, пожалуйста.

      • Алена пишет:

        Насчет больших букв — здесь, к сожалению, нет возможности выделить слово жирным шрифтом или курсивом, поэтому приходится «кричать». Впрочем, думаю, не будет ничего страшного, если я сама буду определять, как именно мне выражать свои мысли в письменном виде?

        А само по себе обучение или с само по себе общение мало что дают. Так, «обучаться» или «общаться» могут сто человек, а людьми, принадлежащими к конкретной школе, станут двое-трое. «Сидеть на базаре» можно, но не факт, что ты от этого станешь классным торговцем.

        • Алекс пишет:

          Выражай, я не против, только За! ))

          К сожалению, всё зависит от желания!
          Сидеть и в ВУЗе можно, если мама послала учиться, а желание быть инженером или педагогом нет))

          • Алена пишет:

            Не все зависит от желания, хотя оно очень важно. Вот очень распространенная ситуация — парень / девушка с очень хорошей головой и желанием учиться. а в городке, где он / она живет плохо с образованием. Т.е. диплом дают, а той самой ШКОЛЫ нет, поскольку не сложилась в силу разных причин. И по нынешним непростым временам возможности уйти с обозом рыбы в Москву, подобно Ломоносову, тоже нет. Время уходит. Если мотивация к учебе очень сильная, человек так или иначе выйдет на свою жизненную линию. Но ему уже придется догонять. В чем-то это получится, в чем-то нет.

            • Алекс пишет:

              Прям каменный век.
              Алёна — в 18 лет можно взять кредит на обучение.
              Учебники можно купить по интернету и обучаться.
              Если есть талант — значит анализ и синтез информации доступен такому самородку.
              В вуз можно поступать до 35 лет.
              Всё успеет такой сомородок! Вон — Люда хочет стать кинорежиссёром с именем! А ей уже не 16 лет))
              Апатичное какое то у тебя выступление))

              • Алена пишет:

                Мне этот коммент напомнил знаменитое высказывание Марии-Антуанетты: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».

                Кредит на обучение, например, в Высшей Школе экономике или МГУ — попробуй получи. А, получив, еще и отдай.
                А обучаться по интернету можно. Только вот тут точно никакой школы не будет. Школа — когда информация идет от человека к человеку.

                Анализ и синтез тоже не на пустом месте вырастают — поливать надо, хотя бы изредка. А для этого нужна среда. Иначе в самом лучшем случае — продвинутый вариант знаменитого «заушного» обучения в СССР.
                Времени на самом деле у всех нас мало. Когда включаются дополнительные социальные функции — семья, рождение и воспитание детей, поддержка пожилых родителей и т.п. — его становится еще меньше, а сил уходит гораздо больше.

              • Алена пишет:

                Кстати, Люда учится не по Интернету. Вон сколько своего времени тратит на общение с Мэтрами. Поэтому и толк будет.
                А про возраст я не говорила. Я говорила про время. Это не одно и то же.

              • admin пишет:

                В отличии от тех, кто берет кредит на учебу, я могу позволить себе сделать ошибку выбора, эти же ребята себе такого еще долго позволить не смогут, точнее, поменять что-то, когда осознают это

    • admin пишет:

      Да, сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.

      • Алекс пишет:

        А я думал — хочешь чего то добиться — надо жить тем, чем занимаешься. Алёна называет это — дышать. Я считаю, что дышать — мало. Надо жить. Я максималист. Говорият это плохо и я с этим борюсь. Иногда))

  5. Да, очень пользительно и приятственно вот так вдохновиться 🙂

  6. Алекс пишет:

    Друзья!
    Я что то не въеду! Разве вопрос в платном и бесплатном образовании?
    В талантливом или прилежном ученике.
    Если есть намерение и желание — можно горы свернуть. Если Миша Ломоносов мог пешком дойти — разве может остановить человека отсутствие возможностей доехать до центра обучения?
    АвтоСтопом многие молодые передвигаются.
    Найти работу курьера, грузчика, рекламки раздавать — раньше в Союзе в принципе было нельзя из-за возраста.
    Мой тесть стал учёным, окончив ГГУ. Его брат — окончил мореходку в Одессе и закончил карьеру в Администрации порта. Почему надо ехать именно в Москву или Питер.
    Всё зависит и только зависит от человека, от желания и воспитания.

  7. Алекс пишет:

    Проблема найти хорошего Учителя — всегда дорогого стоила. Просто потому, что их мало.
    Тема Кумиров тоже актуальна. Например в Японии, приводили пример на курсах психологии, ученик многие годы полностью копирует жизнь успешного человека, чтобы стать таким же успешным.
    К чему я? Я хотел сказать об индивидуальности. Да, Школа, да, Кумир, да, живое общение, однако при этом можно стать копией Мастера.
    Хорошо это или плохо, судите сами.

    К сожалению, и время и возраст имеет значение.
    Я в принципе против высшего образования в 16-22 года. Как говорится — зачем обезьяне — граната? Рано давать незрелому человеку ядерные технологии. Либо построить обучение другим образом.

    Можно показать временную составляющую на процессе сброса веса. Набрать быстро можно, зато стать стройным быстро мало кому удаётся.
    Так и со знаниями — получить информацию можно, даже в Школе, а выработать продукт — могут уйти годы. А здоровья не прибывляется, с такой пищей то))

    • admin пишет:

      Как говорил мой преподователь в институте (академик), мозги у человека развиваются где-то лет до 25, поэтому до этого возраста их надо как раз активно загружать, после 25 человек способен только накапливать информацию.

      • Алекс пишет:

        Хоть я и не академик — у меня мозги стали развиваться после 25 лет.
        Однако соглашусь, что возраст делится на периоды в 24 года.
        А академик, случайно не говорил — исходя из какой длительности жизни он так говорил — 40, 50, 60, или 100 лет, может 200 или 300?
        Может он где то прочитал и ляпнул на лекции, а ты поверила, потому что он — академик))

        • admin пишет:

          Да, соглашусь, ты — не академик…
          А ему сейчас 92 года

          • Алекс пишет:

            Ты опять ушла от ответа.

            Академиком быть никогда не хотел.

            92 года — пища была другой и вода, да и голодал в войну. Голодать полезно.

            Мать Петра 1 — умерла в 42 года.

            • admin пишет:

              А кем ты хотел быть? В МИФИ зачем пошел? Только не говори, что родители заставили…

              • Алекс пишет:

                Я хотел быть краснодеревщиком, столиром, плотником — заниматься ремеслом.
                А в институт мать попросила поступить — не хотел её расстраивать.
                В МИФИ поступал по территориальному принципу, плюс военная кафедра и лыжами я там занимался 3 года перед поступлением. Михаил Иванович Гнутов нас в царицыно нашёл и уговорил присоединиться к СК МИФИ. Мы учились тогда в 8 классе.

              • admin пишет:

                Жалеешь, что не стал плотником?

  8. Алекс пишет:

    Плотником могу стать в любое время.
    Однако про академика — простая математика: ему сейчас 92.
    Родился в 1923.
    В 1941 — 18 лет + 4 года = 22
    3 года восстановление страны = 25 лет
    Вопрос — либо учебники в школе были лучше в 30-е годы, либо его мозги развились уже после 25 лет?
    Либо академик хотел вас простемулировать))

  9. Алекс пишет:

    Не, конечно можно и по другому сказать:
    1. Мальчику повезло — и в войну учился, и окончил уже в 1947, и попал в прекрасное место работы, и физика была на подъёме, и материалы ядерных исследований немцев достались в конце войны, и куратор Берия — давал финансирование на развитие ядерной физики.
    2. Админу — вот, ты МИФИ закончила с прекрасными преподами, однако ты не физик. Окончила курсы психологии с отличными преподами, и ты не психолог. Сейчас — курсы по созданию документального кино.
    Тебе не кажется, что всё идёт по Кругу?))

    • admin пишет:

      Все зависит от того, что ты подразумеваешь под Кругом?

      • Алекс пишет:

        Круг — он круглый.
        От желания — до исполнения.
        Дальше, либо выхлоп (результат), либо снова — желание и исполнение.

        Можно и дальше рассуждать, только никому это не надо. ))

        • admin пишет:

          Тогда уж скорее спираль. Только что в этом плохого? Гораздо хуже, когда у человека нет ни желаний, ни попыток что-то сделать (исполнить)

          • Алекс пишет:

            А зачем тогда мне про Абова рассказала, и про Митту, и про Шахназарова? А Алёна про ШКОЛУ?
            Я тупею наверное.
            Вот Абов, после окончания МГУ, пошёл дальше в МХТИ, а потом в МГИМО, а потом соорудил лодку из тростника и поехал покорять Нил и Ефрат?))

            • admin пишет:

              С Шахназаровым — это не ко мне

              • Алекс пишет:

                Мда, смешно))

                Тогда вопрос о целеобразовании.

                Сойдём с обсуждении личностей.

                Что и как человек желает? И как добивается своего желания.

                Я в круг личностей не вхожу. Меня можно обсуждать))

              • admin пишет:

                Все начинается с того, что желание появляется. А дальше человек начинает действовать (или не начинает). Если начинает, то сразу возникают трудности, которые он преодолевает (или не преодолевает). Если все-таки преодолевает, то получает первый результат. Дальше он на нем или останавливается или нет и т.д.

  10. Алекс пишет:

    В принципе согласен.
    Немного расширю ответ:
    Желание или цель может быть большой или высокой!
    Например — про Абова — я хочу быть учёным физиком, или Митта — хочу стать знаменитым кинорежиссёром. Для достижения большое желания разбиваются на маленькие, возможно с временными точками. Можно назвать это планом или пошаговым достижением большой цели, достигая постепенно маленькие.
    Успехи в достижении малой цели или желания, дают силы, энергию и настроение, так сказать — ощущение полёта))
    Если оперировать малыми целями, да, я согласен — проверил, получил, забыл и дальше по циклу программы — моё-не-моё.
    Например — кулинария — решил готовать — сварил суп, не понравилось, больше готовить не буду, буду кушать в ресторане у профессионалов.
    И ещё.
    У нас не принято учить целеобразованию. Школа списывает на родителей, родители кивают на школу или руководствуются жизненным опытом — дед — Пинокио, я — Пинокио, и ты — будешь — Пинокио.
    В школе учат читать, писать и считать, в ВУЗ — учиться учиться. Диплом — добиться поставленной руководителем цели. Кандидатская — ставить себе задачи и добиваться их исполнения. Докторская — ставить задачи другим людям и добиваться исполнения задачи с коллективом в роли руководителя. Профессор — воспитать пять докторов. Акадкмик — воспитать пять профессоров.
    Вот такое было высшее обучение в Союзе.

    Только о целеобразовании в школе никто не учит.))

    • admin пишет:

      Целеобразование = мотивация. А вот мотивации в институте хоть отбавляй у нас было, правда, пока не наступила Перестройка и не развалился Союз

      • Алекс пишет:

        Это уже манипуляция обстоятельствами.
        В отличие от физики — настала эра программистов. Ты же помнишь, Перепёлкин отслужил, перевёлся с Т на К. Стал программером — живёт в Англии, гоняет на мотоцикле. Да, мотивация у него всегда была черезмерной.
        Маленький городок Дубна на границе Московской и тогда ещё Калининской области. В городке — Объединённый институт ядерных исследований. Институт принимал и принимает участие в экспериментах в Церне, и принимал участие в построении Колайдера.
        Мой тесть Антон построил 4 работающие установки в Церне, одна до сих пор работает в Протвино.
        Да, если б хотелось — можно было поехать в Дубну и продолжать заниматься физикой. В ОИЯИ — целая плеяда физиков, в том числе и зарубежный.
        Сказала бы, я бы тестя попросил найти место и хорошего руководителя. Тесть занимался физикой высоких энергий. Был учёным и никогда не сворачивал с пути, не смотря на обстоятельства, наоборот, до конца жизни искал возможности.
        Даже, когда на ноге образовалась трофическая язва размером в 15 см, он нашёл способ её вылечить и стал первым в городе Дубна, кому это удалось))
        Да мотивация нужна, если она выходит фонтаном из нутра человека, а не со стороны))

  11. Алекс пишет:

    С другой стороны — кроме Ремесла (работы, профессиональной деятельности), есть ещё И жизненное целеполагание.
    Как правило вектор задают родители, друзья, повести, романы, фильмы, сериалы.
    Возможно, документалистика Людмилы, даст путёвочку в жизнь какому нибудь пареньку или девчонке.))
    А это уже результат её желания.
    Каждый желает иметь семью, домашний очаг, комуто ещё хочется дачу и отдых с друзьями, Путешествия — на машине или пешком, на велосипеде, по России или по Миру, кто то увлечён историей и проверяет историю в любительских раскопках в составе архелогической экспедиции. Многие увлекаются йогой и ездят в Индию — как Пётр соединил жизнь и профессиональную деятельность.
    Целеполаганию в жизни никто почти не учит, а зря)))!!!

  12. Алекс пишет:

    Что до меня — мне всегда хотелось быть здоровым, жить хорошо и путешествовать.
    Есть и бег по замкнутому кругу — многое делаю что желают для меня другие, как в юности — будешь делать, что хочет брат и поступление в ВУЗ, потому что так хочет мама.
    К сожалению (Спираль) круг сужается и выбраться из него всё труднее.
    Что касается путешествий и настроя — возьми романтику с собой, путешествия есть, настроя нет — ислючительное отторжение принятой истории, образования, что заметно в моих коментариях. Голубой камень в короне в музее замка Тауэр — сильнейшая энергетика. А в Колизее — пусто…))

    • admin пишет:

      То есть ты считаешь, что зря в МИФИ учился? Лучше бы где-то еще эти 6 лет провел?

      • Алекс пишет:

        Я научился Учиться. И всё. Да, ещё работать с документами, создавать приборы из микросхем, программировать на коде Ассемблер и выполнять задачи, поставленные руководителем.
        С другой стороны — я женился.)) обрёл семью.
        Стал немного умнее, поскольку думать стали вдвоём. Как говорит моя жена Ирина — ты поступил в МИФИ, чтобы жениться и это главное твоё достижение)).
        Да, я ещё был помошником завхоза на картошке, потолстел на сметане на 5 кг, которые так и не сбросил. Принимал участие в мясной бригаде — разделали 7 коров.
        Имел отдельную комнату на картошке))), ходил за грибами и готовил девчонкам жаренную картошку с грибами и грибной суп.

        Что касается, что было бы, если поступил по другому, я думаю, что весело бы провёл это время, как и в МИФИ.

        По прочтению эзотерических книг — жизнь — это кино, а я — лишь наблюдатель изнутри фильма. И ничего изменить нельзя, всё заранее предрешено))

        • admin пишет:

          Именно для того, чтобы научиться учиться, и идут в МИФИ (не знаю уж про другие институты). А дальше уже все равно, какую науку осваивать, захочешь — освоишь

          • Алекс пишет:

            Прекрасно, что ты мне в 48 лет об этом говоришь.
            Эту фразу «научиться учиться» я придумал и осознал только в 44 года.
            Жаль, что в 15 лет мне никто не объяснил — что мне делать в ВУЗе — становиться инженером или просто научиться учиться))

            • admin пишет:

              Если бы тебе в 15 лет сказали, что ты идешь туда учиться ради того, чтобы учиться, а не за конкретной специальностью, по которой потом будешь работать,вряд ли ты бы там хоть что-нибудь делал

              • Алекс пишет:

                Зря ты так думаешь. Когда мне надо, я очень въедливый.
                Я и правда не знал — зачем мне ВУЗ. Ну, кроме военной кафедры. Хоя я иногда жалею, что не пошёл в армию и не выбрал карьеру военного.))

          • Алекс пишет:

            Наверное в цитате В.И.Ленина «учиться, учиться и учиться», кто то специально запятую вставила.
            Если убрать, получится:»учиться Учиться и УЧИТЬСЯ».
            Совсем другой смысл получится))

  13. Ирина пишет:

    Людмила, тебе еще приз: присваиваем тебе звание «Самый благодарный слушатель киношколы А.Митты ))) Спасибо за раскрытый отзыв, как нам повезло, что выбор лотереи выпал на тебя) Удачи в творчестве! Пишешь от всей души) Проникновенно!!

    • admin пишет:

      Спасибо, если вдруг посчастливится у вас еще побывать, обязательно напишу что-нибудь еще более проникновенное!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *