Иерусалим

Автор — Любовь Лаврова

Любовь ЛавроваОкончание, начало читайте

Израиль – Земля Обетованная, или страна противоречий?

Израиль — Мертвое море

Часть 3.

Иерусалим

«Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя,
если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».
(Псалтирь 136:5,6)

«Небесный град Иерусалим
Горит сквозь холод и лед
И вот он стоит вокруг нас,
И ждет нас, и ждет нас….»
(Борис Гребенщиков)

Иерусалим открывался нам постепенно, как восточная красавица. Впервые мы оказались в городе ночью, поэтому можно сразу сказать, что мы там были, но города не видели. На обратном пути с Мертвого моря наш микроавтобус проезжал Иерусалим, когда уже стемнело. За окном стояла черная, бархатная, густая, обволакивающая теплом восточная ночь. А в темноте светились желтые огоньки домов, яркими гирляндами расцвечивая пологие холмы, на которых стоит древний город. Нам предстояло познакомиться с ним.

И вот наступило 20 апреля, день, на который в 2014 году пришлись сразу две христианские Пасхи – католическая и православная. Когда мы отправлялись в путешествие, наши близкие волновались, не попадем ли мы в толпу и давку, предполагая, что в этот день в Иерусалиме соберутся многочисленные паломники. Однако нам повезло. Экскурсия проходила, когда все главные богослужения уже прошли.

Самое интересное в Иерусалиме для туриста, оказавшегося там впервые, — это, конечно же, Старый Город. Это самая древняя часть Иерусалима. Она окружена массивными, мощными каменными стенами, построенными в XVI веке при султане Османской империи Сулеймане Великолепном. Том самом, о котором снят турецкий сериал «Великолепный век». В Старый город ведут несколько ворот. Наиболее известные из них Яффские ворота. Большинство туристов, приезжающих в город самостоятельно, попадают в него именно через эти ворота.

крепостные стены Старого города.JPG

Яффские ворота.JPG

Старый город внутри разделен на четыре квартала: христианский, армянский, еврейский и мусульманский. Они плавно переходят один в другой.

Интересной особенностью города является то, что узкие мощеные улочки с обеих сторон ограничены стенами каменных домов, и из-за этого возникает интересный эффект. Вот ты идешь по такой улочке, слева-справа лавочки и ресторанчики, вроде бы ты в городе. Но вся суть в том, что города ты и не видишь! Почему? Да потому, что вся настоящая жизнь города протекает ЗА этими стенами. Если присмотреться, можно увидеть, что двери в каменных стенах ведут не в дома, а во дворы. То есть за стенами есть еще целые улицы и кварталы, недоступные для туристов. Мы не отважились на свой страх и риск заглянуть в такие дворики, например, в мусульманском квартале. Потому что, может быть, мы и не превратились бы в соляной столп, как жена Лота, но некоторые проблемы с местным населением нам были бы гарантированы. Утверждаю это не голословно. Когда наша экскурсионная группа остановилась возле очередной достопримечательности, мы попали под настоящий артобстрел из … орехов, устроенный местными хулиганистыми мальчишками.

Итак, мы вошли в город через Сионские ворота, названные так потому, что они находятся на горе Сион. Иерусалим – город, расположенный на холмах, поэтому названия многих святых мест связаны с той или иной горой или холмом. А вообще в Библии часто общение человека с Богом происходит именно на горе, что очень символично. Ведь горы высоко поднимаются к небу, а значит, так человек становится ближе к Богу, хотя бы условно.

Первым местом, которое мы посетили, была Сионская горница. По преданию — это та самая горница, где Христос в последний раз собрался со своими учениками – 12-ю апостолами – на Тайной Вечере, накануне страшной казни на кресте. Сразу оговорюсь, что, конечно же, доказать достоверность местонахождения той или иной святыни через 2000 лет после евангельских событий практически невозможно. Поэтому можно воспринимать каждую достопримечательность как нечто символическое. Понятно, что многие здания, памятники и храмы были построены уже в Средние века. Поэтому, конечно, наивно было бы воспринимать их как доказательство веры. Но, согласитесь, человеку все-таки всегда нужно некое материальное подтверждение, символ того, что он считает важным в духовном плане.

вид на Старый город от Сионских ворот 1.JPG

вид на Старый город от Сионских ворот 2.JPG

Сионская горница, или Горница Тайной Вечери, представляет собой сумрачный каменный зал, практически пустой. Единственным украшением служит небольшое искусственное деревце из желтого металла в каменной нише. Считается, что это символ Древа Познания, или Древа Добра и Зла, плоды которого попробовали Адам и Ева и тем самым совершили грехопадение. Еще обращают на себя внимание два красивых разноцветных витражных окна под потолком. Они относятся ко времени, когда в этом здании действовала мечеть. Любопытно, что, выйдя из горницы, оказываешься на крыше и видишь перед собой башенку минарета. А спустившись вниз по каменной лестнице, попадаешь … в синагогу, где находится место захоронения Царя Давида. Так, в одном историческом здании сталкиваешься сразу с 3-мя мировыми религиями, испытывая невероятные ощущения от такой экзотической смеси.

витраж в Горнице Тайной Вечери.JPG

указатель к Гробнице царя Давида.JPG

гробница царя Давида (фрагмент).JPG

статуя царя Давида.JPG

Следующим местом, куда мы направились, была церковь Святого Иакова в армянском квартале. Ее интерьер украшает терракотовая статуя Богородицы, а также яркая, пестрая и жизнерадостная мозаика с изображением Божией Матери с Младенцем. Гид справедливо отметил, что внешне она похожа на армянку. Каждый народ изображает Богоматерь по-своему, в том, образе, который ему ближе. Не случайны ведь темнокожие изображения Богоматери, существующие в Африке.

вход в монастырь Св. Иакова.JPG

статуя Богородицы.JPG

армянская Богородица.JPG

Следующая цель на нашем пути – Храм Гроба Господня, или Храм Воскресения Христова. Он был основан в IV в. н.э. византийской царицей Еленой, матерью императора Константина, при котором христианство стало государственной религией, со всеми вытекающими отсюда последствиями. По преданию царица Елена приехала на Святую Землю, чтобы отыскать Крест Господень, на котором был распят Христос. Поиски привели ее к древнему месту казни, где находилась огромная яма, куда сбрасывали кресты казненных преступников. На один из крестов положили тело умершего человека, произошло чудо, этот человек воскрес. Чудо было воспринято как указание на то, что найденный крест и есть святыня. На том месте был основан храм.

двор храма Гроба Господня.JPG

Сейчас Храм Гроба Господня представляет собой огромный, сложный, запутанный комплекс, целый конгломерат из церквей, средневековых залов, полутемных переходов, лестниц и подземелий. Чтобы сориентироваться в этом пространстве, желательно иметь при себе хороший путеводитель.

Попасть на небольшую площадь перед храмом можно, пройдя через сувенирную лавку. Путь же к лавке можно найти по указателям, которые установлены в Старом городе, начиная от Яффских ворот. Войдя внутрь храма, сразу оказываешься перед Камнем Миропомазания. По преданию это тот камень, на который положили тело Христа после распятия, чтобы помазать его благовонным миром перед погребением. Камень до сих пор источает миро, поэтому к нему стекаются паломники, чтобы пропитать миром ткани или платки для последующего поклонения или лечения. Я тоже приложила к камню свой платок, он впитал в себя частичку благоухания, правда аромат со временем начал выветриваться.

камень миропомазания.JPG

Кувуклия (Гроб Господень).

В середине храма – огромный круглый зал с высоченным куполом, через верхние окна которого струится солнечный свет. В центре зала находится самая главная святыня храма – Кувуклия, или Гроб Господень. Снаружи все выглядит как небольшая каменная церковь с двумя входами. Т.е. получается такая матрешка, храм внутри храма. Один вход, со стороны алтаря, называется придел Ангела. Другой вход ведет непосредственно ко Гробу. Когда Тело Спасителя сняли с креста и помазали миром, его отнесли во гроб. Так называлась небольшая каменная пещера в скале, куда клали тело умершего. Тело обрабатывали благовонными мазями, со временем оно высыхало, мумифицировалось, и, когда оставались одни кости, их хоронили в таком гробе.

Кувуклия снаружи 2.JPG

Евангельская история рассказывает, что через день после погребения Спасителя первыми ко гробу устремились жены-мироносицы – Мария Магдалина и другие. У гроба им встретился Ангел (вот откуда название придела), а сам гроб был пуст. Спаситель воскрес и первым явился женам-мироносицам, а затем уже своим ученикам – апостолам.

придел Ангела.JPG

Чтобы войти в Кувуклию, нужно отстоять очередь. Она бывает очень разной – от 20 минут до нескольких часов. Вход в Кувуклию охраняет монах, который пропускает внутрь по три человека. Согнувшись, проходим через низенький дверной проем и оказываемся в небольшом помещении. Справа от входа – мраморное ложе. На самом деле это плита, которая лежит поверх первоначального ложа Спасителя, охраняя реликвию от чересчур ревностных паломников, чтобы они не отламывали на память кусочки камня. На стене висит образ Богоматери. В остальном интерьер скудный и лаконичный. У вошедших есть буквально несколько секунд, чтобы поклониться святыне. Люди преклоняют колени, прикасаются лбом к плите, каждый произносит про себя молитву или просьбу, с которой пришел к Господу. Затем монах заглядывает внутрь и просит выйти, чтобы дать место следующим желающим.

Кувуклия снаружи.JPG

Справа и слева в стенах Кувуклии проделаны круглые отверстия. Они предназначены для передачи через них Благодатного огня, который сходит на землю перед Пасхой. Схождение Благодатного огня каждый год благоговейно и с трепетом ожидается всеми верующими. В храм Гроба Господня и близлежащие улицы стекаются толпы народа. Огонь ежегодно сходит в ночь со Страстной Пятницы на Страстную Субботу, всегда в разное время. Иногда схождения ждут довольно долго. Перед схождением храм и Кувуклию проверяют на наличие горючих материалов, спичек, зажигалок и прочих источников огня, чтобы удостовериться в отсутствии обмана и подлога. Затем глава церкви закрывается в предварительно тщательно проверенной Кувуклии. Все молятся и ждут. Это важный момент, так как считается, что в год, когда огонь не сойдет на землю, наступит конец света. И напротив, если огонь сошел, это означает, что Бог в очередной раз простил мир и дарует еще год жизни всем людям.

Благодатный огонь в первые минуты после своего сошествия обладает чудодейственными свойствами: им можно омывать лицо, руки, он греет, но не обжигает, не опаляет волосы, не жжет кожу. Всякий раз, когда огонь сходит в храм, наступает момент всеобщего ликования. Люди радуются, передают огонь друг другу.

Чудо сошествия Благодатного огня много лет исследовали ученые, но научное объяснение этому феномену так и не было найдено.

Как я сказала, Кувуклия находится посреди большого круглого зала. Из него с нескольких сторон двери ведут в церкви разных конфессий, между которыми поделен храм. При этом ключи от самого храма принадлежат мусульманской семье, передаются из поколения в поколение от отца к сыну. Чтобы предотвратить споры между христианскими конфессиями, было решено, что запирать храм на ночь и отпирать его утром будут мусульмане. Вот такое соломоново решение. Однако во время важных богослужений, как это ни печально, между священниками и монахами различных конфессий нередко доходит до драки из-за очередности богослужения и т.п. Что ж, ничто человеческое им не чуждо.

Из большого зала можно, например, пройти в церковь, где находится условный Пуп Земли. Это место отмечено специальной резной вазой в виде пупка. Паломники прикасаются к ней и фотографируются рядом.

пуп Земли в храме Гроба Господня.JPG

Если из главного зала спуститься вниз, можно попасть в подземелье. В одной из пещер внизу по преданию и был найден крест Спасителя. Также под землей есть древние цистерны, в которых когда-то хранилась вода для старого города.

В одной из пещер к нам с мужем подошел некий человек, средних лет мужчина, и провел с нами загадочный обряд. Он отвел нас вглубь пещеры, откуда был вход в крошечную, низкую, тесную, жаркую и душную нишу. Кажется, там мироточили стены. Мужчина дал нам в руки свечи, жестами показал, чтобы мы прижали их к стене, чтобы к воску пристали частички песка. Затем он вывел нас, поставил перед иконами на аналое, прижал наши руки к иконе, попросил закрыть глаза. Грешным делом, я подумала, не вытащат ли у нас деньги, пока мы стоим с закрытыми глазами. Поскольку мне показалось, что стояли мы долго, я нет-нет да и приоткрывала глаза, чтобы посмотреть. В завершение этого загадочного действа наш непрошеный спутник заломил нам цену где-то в сто шекелей (1000 рублей) в качестве пожертвования, но мы отделались двадцатью шекелями. До сих пор не уверена, имел ли этот обряд какое-то значение или это была туристическая разводка. Свечу я сохранила, и она источает необыкновенное благоухание, которое чувствуется даже у закрытой дверцы шкафа, где она хранится.

В день Пасхи мы стали свидетелями нескольких богослужебных процессий в храме. Звучала великолепная торжественная музыка, впереди шли служители с посохами и в красных фесках наподобие турецких, затем католические священники в белых облачениях, епископ в тиаре и с посохом, на конце которого в завитке помещалась фигурка Ангца – символ Христа. Замыкали процессию почетные прихожане: дамы в красивых черных кружевных косынках, мужчины в строгих костюмах. Рядом с нами стояли две полненькие женщины латиноамериканской внешности. Священник из процессии подошел к ним, обменялся приветствиями, поздравил с праздником, пожал руки. Лица женщин светились счастьем.

В храме и в городе в тот день нам встретилось много представителей разных христианских конфессий в самых разнообразных одеяниях: белых, голубых, коричневых (францисканских), оранжевых (а это уже Кот-Д Ивуар). Жаль, что я не разбираюсь в различиях, иначе могла бы понять, кто откуда.

Во время богослужения за нашей спиной суетилась и мешала воспринимать происходящее какая-то женщина в восточном одеянии, как я предположила, из коптских христиан. Она оживленно болтала по мобильному, не обращая внимания на шиканье и сердитые взгляды окружающих. Догадываюсь, что в храме у нас на родине ее бы заткнули в считанные минуты. Но здесь в такой большой праздник никто не хотел ссориться. Наконец, женщина ушла, но и процессия закончилась, а мы побежали догонять свою группу.

Вернемся к храму. Если подняться на этаж выше, то можно увидеть Голгофу – место распятия Христа. По одной из версий название горы – Голгофа – означает череп. Очевидно, внешне вид горы напоминал человеческий череп. Но есть и символическое значение этого названия: приняв муки на кресте и воскреснув, Спаситель победил смерть, которая часто изображается в виде черепа.

Голгофа.JPG

На уровне, где находится Голгофа, также есть несколько капелл – капелла Лонгина, капелла Деления Одежды, капелла Глумления, капелла Адама и капелла Наручников. Как следует из названий, они относятся к тем или иным этапам крестного пути Спасителя.

Крестный путь, он же Виа Долороза, т.е. «дорога скорби», начинается в Старом городе и ведет к храму Гроба Господня. В храме находятся последние несколько остановок пути, всего же их 14. Остановки, или Станции, обозначены римскими цифрами. Часть остановок описана в Евангелии, часть упоминается в предании, т.е. неписаном, но считающемся достоверным рассказе о священной истории.

виа Долороза.JPG

Крестный Путь проходит через мусульманский квартал, вдоль лавочек с сувенирами. Поэтому в этом священном для христиан месте на стенах могут развеваться вот такие легкомысленные юбочки для танца живота. Раз в неделю по Виа Долороза следует театрализованное шествие, изображающее последний путь Христа. Мне запомнилась остановка, возле которой в стене отпечатался след руки Спасителя, когда Он шел на казнь, остановился и оперся о стену. Еще одна остановка связана с именем святой Вероники. Эта женщина была блудницей, и по преданию, когда Христос проходил с крестом мимо ее дома, она подала ему платок, чтобы отереть пот и кровь с лица. На ткани отпечатался образ Спасителя, который с тех пор почитается как нерукотворный.

VI станция Виа Долороза.JPG

отпечаток руки Христа.JPG

Мы посещали храм Гроба Господня в Иерусалиме дважды, так как за одну экскурсию невозможно было все увидеть. Кроме того, в первый раз мы по ошибке прошли в Придел Ангела и не попали в Кувуклию. Еще и поэтому мы хотели прийти в храм повторно. Во время второго посещения нам тоже довелось наблюдать торжественную процессию, которая на этот раз проходила на улице. Скорее всего, это была встреча главы одной из христианских церквей. К сожалению, не разбираясь так хорошо в тонкостях различий между конфессиями и не имея поблизости сведущих знакомых, нам оставалось только наблюдать за происходящим со стороны.

Перед встречей процессии всех присутствующих заставили выйти из храма на площадь. Народ заполнил половину площади и все прилегающие к ней ступени. Наконец, в воздухе загудел тяжелый и переливчатый, праздничный и торжественный, несмолкающий колокольный звон. Наверху лестницы, ведущей к площади, показалась процессия в черных одеяниях с красно-золотыми хоругвями. Спускаясь вниз, один из служителей разбрасывал лепестки роз. Они попадали и в толпу, люди ловили их, чтобы сохранить на память. Глава церкви остановился на разостланном ковре, где его встречал другой священник. Они обменялись приветствиями и праздничными поздравлениями. Затем процессия двинулась дальше в храм.

крестный ход на Пасху.JPG

Одним из мест, которое мы посетили в Иерусалиме, было Александровское подворье в Старом городе. С улицы мы зашли в высокую деревянную дверь с вывеской подворья. Внутри нас встречали девушки, одетые наподобие сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, а также молодой человек с бородкой, который строго спросил нас, русские ли мы и православные ли. После нашего утвердительного ответа нам разрешили пройти в храм. Храм небольшой, устроен в просторной комнате. Его главное украшение – необыкновенные иконы в ризах, расшитых жемчугом и прекрасной вышивкой. Еще в отдельном помещении воссоздан интерьер гостиной конца XIX – начала XX вв. В целом, интересное место, которое стоит посетить.

Александровское подворье вход.JPG

Александровское подворье интерьер.JPG

Вернемся к нашей экскурсии. Незаметно заканчивается мусульманский квартал, и мы оказываемся у входа в еврейскую часть города. Здесь нечто вроде пропускного пункта, но особенно строгого контроля я не заметила. Могут проверить содержимое рюкзака или сумки, только и всего.

Здесь начинают встречаться многочисленные семейства ортодоксальных евреев. И вот мы уже у Стены Плача. Это одна из стен, окружавших некогда величественный Храм, где иудеи поклонялись Богу. Храм был разрушен в 70-м г. н.э. и уже никогда не был восстановлен. Сохранилась единственная стена, причем даже не самого храма, а его ограды. За этой стеной виднеются купола главных мусульманских мечетей – серый – Купол Скалы и золотой – Аль-Акса. Название Стене Плача дали именно мусульмане, видя, как иудеи приходят туда молиться, сокрушаясь об участи храма и молясь о его воссоздании.

Стена Плача разделена на две части: левую – для мужчин, правую – для женщин. Подходить к Стене нужно с чистыми руками, поэтому в туалете поблизости можно омыть руки из специальных пластиковых кружек с двумя ручками. Сначала берешься «грязной» рукой за одну ручку, омывая при этом другую руку. Потом омытой, «чистой» рукой берешься за другую ручку, омываешь вторую руку. То, что при этом во многих раковинах засор, стоячая вода и довольно-таки антисанитарные условия, видимо, никого не смущает.

у Стены Плача.JPG

У Стены прямо на улице находится книжный шкаф с молитвенниками на иврите. Но сюда приходят представители любых конфессий. По традиции в щель между камнями в Стене можно положить записку со своими желаниями. Считается, что Творец услышит просьбу и выполнит ее. Дважды в год все записочки вынимают и отправляют в архив. Найти место для записки сразу непросто, так как Стена буквально напичкана ими, но если поискать, то удается найти свободное место. Есть интернет-услуга по передаче записок в Стену Плача: желание можно отправить по электронной почте, его распечатают и положат в Стену с соблюдением всех условностей. Однако, по-моему, весь «цимес» именно в том, чтобы положить записку самому.

записки в Стене Плача.JPG

Стена Плача – святое место, поэтому, отходя от нее, нельзя поворачиваться к ней спиной. Выполняя это правило, все пятятся задом, оглядываясь через плечо, чтобы не наткнуться на кого-либо и не упасть.

Анекдот по теме:

«Стоит еврей у Стены Плача и обращается к Богу. Потом уходит, и его спрашивают: «Ну что, как там?» Он говорит: «Да ничего, у меня такое ощущение, будто я со стеной разговариваю».

Пройдя через площадь вдоль Стены Плача, выходим в город. Здесь расположены старинные раскопки, а дальше уже автобусная остановка, и нас ждет путь обратно в Тель-Авив.

Масличная Гора.

Под конец, говоря об Иерусалиме, расскажу о том, как мы во время второго приезда туда были на Масличной Горе.

Пожалуй, после Храма Гроба Господня и Крестного Пути это следующее по значимости место, где расположены христианские святыни.

На подступах к Масличной Горе справа находится церковь Святого Стефана. Он был первомучеником, одним из первых пострадал за Христа. Его насмерть забили камнями за чертой города за то, что он исповедовал христианство и не отказался от своей веры.

Св. Стефан у Масличной горы.JPG

Чуть левее напротив и немного вниз – церковь Успения Богородицы.

Если смотреть на Масличную гору с противоположного холма, сразу можно увидеть главные храмы, находящиеся на ней. Пять золотых куполов – храм Св. Равноапостольной Марии Магдалины, треугольный фронтон с красочной мозаикой над тремя арками – Церковь Всех Наций, правее – белая капелла с темным куполом в виде слезы – Доминус Флевит. А на склоне холма расположено кладбище. Можно сказать, оно является самым престижным в мире, поскольку согласно легенде, в день всеобщего воскресения первыми восстанут из мертвых именно обитатели могил на этом кладбище. Так что сильные мира сего, которым не все равно, где будет покоиться их прах, платят немалые деньги, чтобы еще при жизни забронировать себе место именно здесь.

вид на Масличную гору.JPG

На Масличную гору ведет довольно крутая дорога вверх. Мы шли по ней в дневной зной, обливаясь потом и выбиваясь из сил. Из всех святынь нам удалось посетить только Церковь Всех Наций. Единственным требованием при посещении было соблюдение молчания и тишины внутри храма. Храм был практически пуст, за исключением нас и нескольких других посетителей никого не было. Алтарная стена украшена тремя яркими мозаиками, воспроизводящими трагические, страшные события последней ночи Спасителя перед распятием. Здесь изображены три эпизода этой ночи: в центре – моление о чаше, когда Христос перед страданиями обращался к Отцу, слева – приход стражи для ареста Спасителя, справа – предательский поцелуй Иуды, которым он выдал Спасителя преследователям.

мозаика 1.JPG

мозаика 2.JPG

мозаика 3.JPG

Рядом с Церковью Всех Наций – Гефсиманский сад, место, где Христос молился в последнюю ночь перед распятием. Здесь растут вековые оливы, которые, возможно, видели Самого Христа. Вокруг – великолепный розарий с розами величиной с два моих кулака. На земле камнями выложено слово PEACE (мир). Здесь царит необычайная тишина, ощущается неземной покой и умиротворение. Ощущение такое, что время остановилось, и стоишь в шаге от вечности, чего-то важного и величественного.

Гефсимания оливы.JPG

Дальнейшие наши поиски не увенчались успехом. Мы так и не сумели найти нужную дорожку к капелле Доминус Флевит («Слеза Господа»), дошли только до таблички с надписью по латыни, которая в переводе на русский гласит: «Здесь Господь, видя город, плакал над ним». Имеется в виду, что Христос оплакивал Иерусалим и его будущую судьбу, когда иудеи не приняли Его как Спасителя. Идти наверх было все тяжелее, и, когда мы увидели, что выше начинаются частные домики местных жителей, по видимости, мусульман, решили повернуть обратно, чтобы не смущать их своим присутствием.

С одной стороны дорогу ограждала высокая каменная стена, сверху утыканная битым стеклом. А с другой мирно паслись овечки, наверное, такие же, как и во времена Иисуса.

Масличная гора овечки.JPG

Наконец, мы предприняли попытку добраться до церкви Св. Марии Магдалины, но и здесь нас ждала неудача. По дороге в высокой каменной стене мы увидели большую зеленую металлическую дверь. Оттуда вышла монахиня в черном и мужчина. Мы спросили, можно ли здесь пройти к церкви. На что получили ответ, что можно, если мы пришли помолиться. При этом монахиня бросила взгляд на мою юбку, длинную, но с разрезом спереди высотой до колена. Я почувствовала, что разрез она не одобряет. Мы отказались от затеи осматривать церковь и отправились в обратный путь.

Дойдя до поворота, из-за которого Масличную гору уже не стало бы видно, я остановилась, чтобы еще раз наглядеться на гору, на город, на чудесный вид, чтобы навсегда запомнить эти места. Ведь кто знает, вернемся ли мы сюда еще когда-нибудь.

Вместо заключения, или «Два мира – два Шапиро»:
Моя родственница Наташа с мужем тоже ездили в этом году в Израиль, побывали там впервые, как и мы. Они посетили страну в январе, в самый благоприятный для экскурсий сезон. Наташа с нетерпением ждала нашего возвращения из Израиля, чтобы обменяться впечатлениями. Когда мы наконец созвонились, она засыпала меня вопросами:
— Люба, а вы в Иерусалиме были?
— Были.
— А храм Гроба Господня посещали?
— Да, конечно, посещали.
— Ну как вам Тель-Авив?
— Все очень понравилось.
— Яффо посмотрели?
— Посмотрели, правда, бегло.

Дальше пошли вопросы, поставившие меня в тупик.

— Ну а в Хайфу съездили? Бахайские сады посмотрели?
— Да нет, как-то не доехали, времени не было.
— А в Вифлееме побывали?
— Да вот, тоже не были.
— А мы были. И еще в реке Иордан искупались.

Дальше последовали вопросы об экскурсиях, еде и развлечениях, которые мы тоже не посетили, не попробовали, не испытали на себе. Мне стало даже неловко, что мы оказались такими нерасторопными туристами, которые практически все время провели в Тель-Авиве и дважды съездили в Иерусалим. А потом я подумала: все-таки любая страна каждому открывается по-своему. Израиль – страна маленькая по территории, но очень насыщенная достопримечательностями. Поэтому я надеюсь, что приеду туда еще раз, и уж тогда попробую фалафель, смогу насладиться садами Хайфы, чудесными пляжами Нетании, а то и загляну в городок Ашдод, где много эмигрантов из бывшего СССР. И пусть еще много-много путешественников, простых туристов и одухотворенных паломников посетят Израиль, Святую Землю, Землю Обетованную. Пусть для каждого она откроется по-новому, для каждого заиграет своими красками.

P.S. И напоследок еще пара еврейских анекдотов:
«Мойше жалуется Богу: «Боже, почему мне так не везет, почему я такой несчастный? Вот и в лотерею ни разу не смог ничего выиграть». Бог ему отвечает: «Мойше, так ты хотя бы купи лотерейный билет».
«Еврей всю жизнь соблюдал все правила, молился Богу и т.д. Однажды он купил лотерейный билет, выиграл крупную сумму. Начал вовсю тратить деньги: вино, рестораны, женщины, новый костюм. И однажды, когда он перебегал дорогу, его насмерть сбил автомобиль. Он предстает перед Богом и спрашивает Его: «Как же так? Я ведь всю жизнь служил Тебе, молился, соблюдал все правила. Почему Ты допустил, чтобы я попал под машину?» Бог ему отвечает: «Мойше, Я же тебя не узнал».

Читайте также

Другие статьи Любови Лавровой

Любовь Лаврова, Израиль

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

28 комментариев: Иерусалим

  1. Марк пишет:

    Спасибо, очень интересно…

  2. Валерий пишет:

    Замечательные экскурсии!
    Вот и побывали в Иерусалиме…

    • Любовь Лаврова пишет:

      Спасибо! Приятно, что такой «эффект присутствия» удалось передать.

  3. Спасибо, Любовь, за такое подробное повествование. Мы тоже были несколько лет назад в Израиле. И тоже во время пасхальной недели. С удовольствием почитали и посмотрели фотографии. Повспоминали. Много из посещённых вами мест совпало с нашими. Много созвучного. Нас тоже можно отнести к разряду нерасторопных туристов. 🙂 Нам это даже нравится. Невозможно охватить всё, объять необъятное. Всё верно, любая страна, любая достопримечательность для каждого открывается по своему. И это замечательно! В этом мы и видим и ощущаем всю магию путешествий. Ещё раз спасибо за возможность окунуться в свои воспоминания об Израиле. Надеемся, что когда-нибудь обязательно ещё раз там побываем.

    • Любовь Лаврова пишет:

      Приятно встретить единомышленников. 🙂 Рада, что мой рассказ оживил ваши воспоминания.

    • Андрей пишет:

      А Вы и не расстраивайтесь, что не видели все!. Все нельзя охватить качественно. Мы вот тоже не любим скакать по достопримечательностям галопом. Если что-то очень захватило-остаемся здесь на подольше, чтобы почувствовать, пропитаться духом места. Очень часто сознательно ограничиваем себя от дальнейшего осмотра, если что-то произвело глубокое впечатление-чтобы не перебивать и не забивать впечатление от уже увиденного.А галопом-посмотрели, да, но увидели ли? А почувствовали?
      Так что, я думаю, Вы даже больше получили ! Молодцы!
      Очень понравилось про разрез на юбке…Достойный поступок, спасибо.

      • Любовь Лаврова пишет:

        Спасибо за поддержку! Жаль, когда понимаешь, что целой жизни не хватит, чтобы посмотреть всю красоту мира.
        Да, с разрезом забавно вышло. Кстати, это та самая юбка, которая на фото в 3-ей части статьи. Так что делайте выводы.
        А если серьезно, то монахиню в какой-то степени можно понять. К ним в основном приезжают организованные экскурсии от Русской Духовной миссии, а тут мы с улицы пришли. Тема одежды при посещении церкви вообще деликатная, вон уже сколько она обсуждается в другой ветке в этом же блоге.

  4. Андрей пишет:

    » предательский поцелуй Иуды «-вот чего мне никак не удается понять, так это почему предателем считается один Иуда? И вообще, почему он предатель? Во-первых,Ииисус все время его называет » Любимейший ученик мой», ибо понимает, что тому придется совершить предательство, чтобы исполнить замысел Божий. Иначе как бы вообще произошел подвиг Христа, если бы не Иуда? Ведь Он знал что произойдет. И Петру Он сказал : «Трижды отречешься от меня прежде чем петух пропоет.» И когда Иисус шел на Голгофу, женщины узнавали Петра как сподвижника Иисуса, но тот отрекался от него трижды. И при этом Иуда, выполняющий план Господа, предатель, а Петр-нет.
    Кто может сие объяснить?

    • Любовь Лаврова пишет:

      Ух ты, Андрей, Вы прямо-таки засыпали вопросами и комментариями. Похоже, рассказ Вас «зацепил».
      Интересный вопрос Вы задали, и точка зрения у Вас довольно необычная. Я как-то не задумывалась над вопросом о предательстве Иуды в таком ключе.
      Возможно, такое объяснение: другие апостолы разбежались во время ареста, а Петр трижды отрекся просто от страха, по человеческой слабости, это было спонтанно, случайно. А поступок Иуды был заранее спланирован, он знал, на что идет. При этом Иисус говорит в Евангелии, что Ему надлежит пострадать, но горе тому, кем Он предается. Извините, привожу слова примерно, не могу найти точную цитату.
      Вы правы, что, с одной стороны, Христос предвидел и даже знал будущие события, но ведь, с другой стороны, Иуда, как и любой человек, был наделен свободной волей и действовал осознанно.
      Вообще об этом очень интересно пишет священник о. Георгий Чистяков, ныне покойный. Мне запомнилось, как он написал, что единственный Человек, который может молиться за предавшего его Иуду, — это только Сам Христос. У остальных людей нет на это дерзновения. Также в его книге разобраны мотивы, которыми мог руководствоваться Иуда — от банальной жадности и воровства до разочарования в учении Христа и крушения веры и надежд на приход Мессии.
      Кроме того, есть еще один аспект: то, что остальные ученики потом раскаялись и последовали за Христом, а Иуда в отчаянии покончил с собой, и его покаяние уже было невозможно.
      Не знаю, ответила ли я на Ваш вопрос, но постаралась поделиться тем, что знаю на эту тему.

      • Андрей пишет:

        Спасибо за ответ! Я согласен, Иуда , как любой человек, наделен свободой воли. И это,на мой взгляд, очень сильный выбор: выполнить волю Создателя, и так, что тебя потом все предали. А вот насчет спонтанного отречения Петра-это вопрос. Спонтанно, из-за трусости-о, от неожиданности -это один раз. Но три раза подряд!. Потом-то после воскрешения легко было раскаяться, когда видишь перед собой воскресшего Бога!
        Мне кажется, поступок Иуды просто в последствии слишком оброс назидательными наростами. Ведь и осина, на которой он якобы повесился, не растет на Ближнем Востоке.Мне кажется, что наиболее вероятно, что он ушел от 11 Апостолов, не сумев переварить возникшее презрение к нему. Хотя за что: они ведь тоже и разбежались, и отрекались, как Петр. И наверное, он тоже потом записал по памяти речи Христа, как и остальные.Находят ведь различные варианты евангелия от Иуды. Но признают их подделками-конечно, уже сложилась стройная мифология и церковь не будет плодить почву для спекуляций.
        Но это, конечно, всего лишь предположение….
        PS Конечно, зацепила тема! Такая темищща-то. Как не зацепить! Эта тема задала вектор развития нашего мира на добрые три тысячи лет!!!

        • Любовь Лаврова пишет:

          Андрей, по-моему, Вы или немного лукавите, или просто передергиваете события, когда говорите, что Иуда выполнил волю Христа, предав Его. Все-таки Христос его об этом никак не просил. Но это вообще очень сложный вопрос: ведь изначально это была воля Бога-Отца, чтобы Сын, т.е. Христос, был принесен в жертву за грехи людей. Здесь мы уходим в дебри богословия, в чем, признаюсь, я не сильна.
          Насчет апостола Петра: от трусости еще как можно отречься, и не 3 раза, а все 10.
          Что касается Иуды: в одном из 4-х Евангелий сказано, что он был вор. На мой взгляд, история с Иудой дана в Евангелии еще и потому, чтобы показать, что Бог призвал самых разных учеников и не все они оказались идеальными людьми.
          Про апокрифические евангелия распространяться не стану, но если и есть таковое от Иуды, то это апокриф, а не канон. В церковной истории много всего запутанного.
          PS Тема благодатная, да, соглашусь.

          • Андрей пишет:

            Тема действительно очень сложная…
            Но не в коем случае не передергиваю.Христианство зиждется на догмате о триединой сущности Бога: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух.Если мы соглашаемся,что все сущее происходит по Божественному Проведению, то и все произошедшее происходило согласно Плана Господнего. И Христос предрекал дальнейшие поступки и Иуды, и Петра. Поэтому-никакого лукавства.Без Иуды не было бы реализации Плана. Просто люди, мне кажется, еще не восприняли полностью Учение Христа о всепрощении и Покаянии, не простили Иуду.
            Я не утверждаю, я размышляю о вероятностях.
            Канон-да, это непоколебимо. Но по решениям Православных Соборов (Высший законодательный орган Православной церкви) даже совместная молитва с католиками-грех, за который следует отлучать от церкви. Про отношении к мусульманам и не говорю.это по канону. а по жизни гроб Господень является центром нескольких основных мировых религий.
            Спасибо за диалог!

  5. ВП пишет:

    Красота, обязательно хочу попасть в Иерусалим

    • Любовь Лаврова пишет:

      Оно того стОит. Я давно и долго собиралась, теперь опять хочется туда поехать.

  6. Любовь Лаврова пишет:

    Взаимно! Интересная беседа получилась.

  7. Ольга Черныш пишет:

    Я бы хотела посмотреть интерьер храмов там. Ну и все исторические места. Интересно, климат там сильно отличается от нашего?

  8. Любовь Лаврова пишет:

    Конечно, климат в Израиле совсем не такой, как в России. В апреле, когда мы там были, весна была в разгаре, все цвело, днем градусов 25, но утром и вечером с моря дул прохладный ветерок. Я даже носила кофту и брюки. Днем на солнце жарко, сильно печет. С мая и все летние месяцы стоит невыносимая жара, которая спадает только осенью. Зимой прохладно, хотя все равно выше нуля, идут дожди, в море купаться некомфортно. Хотя мои родственники в марте окунались в реку Иордан.
    Что касается интерьера храмов, то в моем рассказе есть фото из Храма Гроба Господня и из Церкви Всех Наций, но они не принадлежат Русской Православной Церкви. Единственный православный храм, где мы были, находится в Александровском подворье, интерьер там типичный для русских церквей.

  9. Наталия пишет:

    С большим интересом прочитала все три части о путешествии в Израиль. Очень много интересной и полезной информации. Большое спасибо автору за интересно рассказанные и показанные впечатления. А всем читателям этого блога спасибо за интересные комментарии и доброжелательное обсуждение самых разных тем и историй, которые я здесь нашла.

    • Любовь Лаврова пишет:

      Наталия, спасибо! Хочу присоединиться и сказать, что мне тоже очень приятно, что рассказ об Израиле так положительно воспринят и что обсуждение носит позитивный и конструктивный характер.

  10. Вахмурка пишет:

    Очень насыщенная поездка и увлекательное повествование. Фотографии замечательные. Хочется обложиться книжками и читать обо всем подробно.
    Спасибо за рассказ!

    • Любовь Лаврова пишет:

      Спасибо! Побывав в Иерусалиме, действительно начинаешь понимать, что целой жизни не хватит, чтобы исследовать этот город так, как хотелось бы.

  11. Хаскина Наталья пишет:

    Любаша, мы прочитали твой заключительный рассказ о Иерусалиме. Очень увлекательный и познавательный. Какая же ты УМНИЧКА, и талантливая девочка. Я как-будто побывала там еще раз. Хоть мы и «голопом» посетили Святые места, но наши друзья купили нам экскурсии не посоветовавшись с нами. Нам было не легко, но мы не пожалели об этом. А почему???? Мы решили ездить в Израиль каждый год, УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА и ЛЮДИ !!! Любаша, мы надеемся, что в скором времени мы будем читать твои новые рассказы .

  12. Любовь Лаврова пишет:

    Наташа, спасибо большое! Мне так приятно! С удовольствием писала рассказ и постаралась передать в нем все полученные впечатления. Да, Израиль — та страна, куда хочется вернуться еще и еще раз. Такая мощная поддержка читателей вдохновляет на новое творчество. Постараюсь в скором времени всех порадовать еще чем-нибудь! 🙂

  13. Наталья пишет:

    Люба!Восхищена Вашим литературным талантом!И какая у Вас яркая ,познавательная статья!Сколько в ней интересных фотографий.Читаю отзывы — столько положительных эмоций у читателей! Хочется выкупить путевку и поехать в Иерусалим.

    • Любовь Лаврова пишет:

      Наталья, спасибо большое! Я рада, что статья Вам понравилась и доставила удовольствие. Обязательно посетите Израиль и, конечно, Иерусалим. В этой стране есть что-то притягательное, хочется вновь туда вернуться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *