Как фотографировать в путешествии

Автор — Виктор Володин

Предисловие

В любом фотоаппарате есть кнопка “шедевр”, но производители тщательно скрывают её местоположение.

Широко распространенное заблуждение

Я начал фотографировать лет в 14, когда родители купили нам с братом первый фотоаппарат – Смена 8М. Прошло много лет. Мое увлечение фотографией переросло в профессию. Я фотографировал юбилеи и корпоративы, директоров больших и малых предприятий и их продукцию, крестины и свадьбы. Больше 10 лет я преподавал фотографию начинающим и не только начинающим фотографам. И конечно же, я много фотографировал в путешествиях.

Из опыта общения с моими учениками я знаю, что многие хотели бы улучшить свои фотографии, но не знают, как это сделать. Это кажется весьма удивительным при том изобилии информации о фотографии, которое нам доступно в 21 веке, и учитывая, что все многочисленные учебники, статьи, уроки говорят по сути одно и то же, и притом совершенно правильно… А вопросы все равно остаются. Создается такое ощущение, что для большинства книги эти написаны все равно что на китайском языке. И если они и понимают что-то из этих книг, то шиворот-навыворот.

Каких только “законов” не придумали люди, чтобы усложнить свою фотографическую жизнь: что нельзя снимать против света, что ночью нужно обязательно использовать вспышку, что плохо фотографировать белое на белом и черное на черном, что нельзя “отрезать” макушки у людей, верхушки у деревьев и кресты у храмов, что линия горизонта обязательно должна делить кадр в соотношении 1:2 и т.д. и т.п.

В этой статье я постарался по возможности просто и с практической точки зрения изложить некоторые ключевые советы – как улучшить свои фотографии. Статья проиллюстрирована фотографиями, сделанными мною в разные годы, а также фотографиями моих учеников. Здесь также приведены работы некоторых именитых фотографов, а также их высказывания, которые, как я надеюсь, подкрепляют основные мои тезисы, делают их более выпуклыми.

О серии фотографий

Любая фотография может представлять интерес или сама по себе, или как часть серии, очерка, фотоотчета. Когда мы говорим о фотосъемке в путешествии, может иметь место и первый, и второй вариант.

В серии фотографий важны:

полнота (раскрытия темы);

разнообразие, но при этом и цельность иллюстративного ряда;

последовательность.

Даже не очень выигрышный сам по себе снимок может найти свое место и украсить серию в целом. Это плюс. Серия фотографий представляет собой разновидность повествования, это некая законченная вещь. И потому она с большим интересом воспринимается зрителем. Это тоже плюс.

Но хотелось бы, чтобы было из чего выбирать. В любом случае серия состоит из отдельных фотографий. И дальше речь пойдет именно об отдельной фотографии.

Что такое “хорошая фотография”?

Закат из окна городской квартиры интересно снимать только первые 135 раз.

Народная мудрость

В любой фотографии можно условно выделить “что” и “как” – (1) “что снято” и (2) “как снято”.

(1) “Что снято”, содержание снимка – это какая-то местность, уголок природы, растение, животное. Или же это город, здание, улица, площадь, памятник. Возможно, это некий предмет, фрагмент интерьера, архитектурная деталь, а может быть это люди – местные жители и приезжие, интересное событие, уличная сценка, удачно пойманный момент, наконец, мы сами и наши друзья в путешествии…

(2) “Как снято”, или по-научному – изобразительное, художественное решение снимка – это, главным образом, характер освещения и композиция кадра.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Замок Нойшванштайн. Германия. Июнь 2001 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Фейерверк на Рейне. Снято с движущегося теплохода. Германия. Июль 2001 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Деревня Глазово. Архангельская обл. Август 2003 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Пушкинские горы. Псковская обл. Май 2004 г.

 

Фотография может быть сделана “очень грамотно” (как), но объект съемки (что) совершенно неинтересен, даже автору снимка. С другой стороны, можно снять что-то весьма интересное, редкое, но так безобразно, по-любительски, что смотреть не хочется.

Мы исходим из того, что в хорошем снимке “замечательны”, или по крайней мере “весьма неплохи” должны быть и “что”, и “как”. Помните у Чехова – и душа, и костюм? Но первое (что) все же гораздо важнее второго (как). Без него снимок становится совершенно пустым, и тянет в лучшем случае на упражнение по освещению или композиции, пусть и блестяще выполненное.

На практике не тек легко отделить одно от другого. Так драматичное состояние природы, например, предгрозовое состояние, может рассматриваться как объект съемки (т.е. именно это состояние мы и снимали), но одновременно с этим совершенно очевидно, что это состояние представляет собой в то же время и условие съемки, определяющее характер освещения, что мы обычно относим к “как”.

Тем не менее, с методической точки зрения, а также с точки зрения оценки чужой и в особенности своей фотографии, весьма полезно, и даже необходимо различать содержание снимка и его изобразительное решение. Данная статья будет всецело посвящена именно содержанию снимка и содержательным достоинствам снимка. Об освещении и композиции мы поговорим в других статьях.

Содержательные достоинства снимка

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Анри Картье-Брессон

Наши интересы в путешествии могут быть весьма разнообразны. Кому-то хочется сфотографировать главные достопримечательности и красоты, других больше интересует местный колорит и обыденная жизнь людей, а некоторым важно запечатлеть “себя любимого” на фоне исторических памятников или сделать репортаж о самом путешествии и путешественниках.

Жанры фотосъемки в путешествии так же разнообразны, как темпераменты фотографов. Люди спокойные, терпеливые и склонные к медитации тяготеют к пейзажу, открытым и общительным хорошо удается портрет, напористым и решительным “прописан” репортаж, жанровая и street-фотография.

Но к какому бы жанру не принадлежал снимок, очень хочется, чтобы снимок понравился. По крайней мере тем, кому мы его показываем. Рассуждая о том, что такое хорошая фотография, многие скажут “красивая”. Но красота не является содержательным достоинством снимка. Сфотографировать что-то само по себе красивое отнюдь не заслуга фотографа. Снять что-то красиво – вот достойная задача. А это относится к области изобразительного решения, т.е. к аспекту “как”.

С содержательной же точки зрения гораздо важнее, чтобы фотография была информативна, познавательна, чтобы она сообщала зрителю что-то новое или оживляла в памяти хорошо забытое старое. Возможно, это что-то знаменитое и широко растиражированное, ну, скажем, Гранд-Каньон в Аризоне, США, и тогда хотелось бы увидеть побольше новых подробностей, неожиданных красок или особенного взгляда. А может быть это что-то расположенное буквально под носом, но мало кому известное, как Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, близ Подольска, или замок в селе Муромцево под Владимиром.

Если снимок сделан не только для себя, своих родственников и знакомых, а предназначен широкому кругу зрителей, то желательно, чтобы он поведал нам о чем-то редком, малодоступном, необычном или даже уникальном (ни у кого такого нет, да и не будет). Правда, представление о том, что является редким и необычным зависит от богатства нашего визуально опыта. А опыт этот, к сожалению, не формируется из прочтения инструкции к фотоаппарату.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Мраморный каньон «Рускеала». Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

 

Каньон использовался для добычи мрамора еще в XVII в. В настоящее время на территории каньона создан туристический комплекс — Горный парк «Рускеа́ла»

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.

 

Подобные закаты – довольно редкое явление. Солнце уже опустилось за горизонт, но подсветило розовым светом высокие облака. В результате создалась необыкновенная картина фиолетового заката.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.

 

Местные жители на моторных лодках перевозили туристов к храму. Мы с коллегой попросили высадить нас на островке напротив храма. Так, чтобы можно было снять общий вид.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Дерево в воде. Мраморный каньон «Рускеала». Карелия. Июль 2008 г.

 

Иногда по прошествии времени фотография приобретает дополнительную ценность: дома сносят и строят, деревья спиливают, и на их месте вырастают новые. И только на фотографии все остается таким, как много лет назад.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.

 

К сожалению, в 2007 году башня была перевезена на новое место – дальше вглубь парка, на открытое место — на территорию музея деревянного зодчества, Поэтому такой снимок сделать уже нельзя.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.

 

На стенах росли трава, кусты и деревья.

Эмоциональность снимка

Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон

Смотрите пристальнее на окружающий вас мир и поверьте в свои ощущения и эмоции. Задайте себе вопрос: если я сейчас сделаю фотографию, будет ли она передавать мои эмоции и ощущения, смогу ли я донести их до зрителя?

Ансел Адамс

Фотография оказывает более сильное воздействие на зрителя, лучше запоминается, если она вызывает в нем душевный отклик, трогает, цепляет. Одним словом, если она эмоциональна.

Эмоциональность в пейзаже – это состояние природы, которое присутствует в кадре наряду с изображаемым. Это порыв ветра, которые клонит деревья и срывает с них листья, это тяжелые и мрачные тучи, нависающие над лесом, это зеркальная гладь озера, подчеркивающая полный штиль.

Эмоциональность в событии – это точно пойманный момент, это открытые улыбки, горючие слезы и характерные гримасы на лицах участников, это ясное и яркое отображения сути происходящего.

Фотография красивого вида не станет пейзажем, если она не передает состояния природы, её настроения. Снимок бытовой сценки не станет настоящей жанровой фотографией, если автор не смог поймать кульминацию события или, как говорил Картье-Брессон, решающего мгновения. Изображение человека нельзя назвать портретом, если в нем не сохранилось хоть чуть-чуть от характера этого человека.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Вологда. 2003 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Фото Сергея Хритова.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.

 

Кропотливый путь или удача

“Думается, в фотопейзажном деле фактор удачи не так уж велик, как принято считать. Ведь чем чаще вы бываете на природе, тем больше шансов, что вам повезет”

Том Тилл

“Хотя я много путешествую, я никогда не странствую налегке. Даже если я оставляю машину для непродолжительной вылазки в лес, за плечами у меня рюкзак с фотопринадлежностями весом в 25 килограммов, а в руках штатив”

Тео Оллофс

Итак, мы хотим чтобы наши фотографии были интересными, по возможности необычными, лучше – уникальными, да к тому же еще эмоциональными… Ну хотя бы 2 пункта из четырех… Ну хорошо, хотя бы один.

Но, как говорится, искусство требует жертв. Или лучше так: без труда не выловишь и рыбку… Короче, если хочешь что-то заполучить, надо чем-то за это заплатить.

Нужно забраться туда, куда на машине не проехать. Нужно снимать тогда, когда почти никто не снимает – в ливень и в пургу, в сплошной туман и в лютый мороз. Нужно больше ходить и меньше ездить. Нужно встать пораньше и бродить подольше, пока улицы пусты. Нужно не забыть про вечернюю прогулку и не полениться отправиться на ночную съемку, обязательно захватив штатив. Нужно занять оптимальную точку съемки и, только услышав, “молодой человек, здесь снимать нельзя”, ответить “простите, не буду”, зная, что пару раз вы все же успели нажать на кнопку затвора. Еще лучше завести знакомство человеком, который проведет вас в такие места, куда простым смертным ходить нельзя, и покажет такие виды, которые мало кто не снимал. Нужно не постесняться и снять выразительное лицо случайного прохожего или смешную сценку. Если вы считаете это бестактным, никто не мешает получить предварительное согласие на съемку. Или глупо улыбаясь и пожимая плечами, показать камеру как бы спрашивая – можно? Если проблема не в бестактности, можно воспользоваться ну очень сильным объективом.

Причем делать все это приходится, не очень-то рассчитывая на результат. Ведь в фотографии есть одна неприятная закономерность – чем больше усилий вы потратили на ту или иную фотографию, тем ценнее она вам кажется при последующем отборе, тем психологически сложнее ее забраковать. Так в наших отчетах появляются заведомо неудачные снимки, которые достались нам слишком дорогой ценой. Так что снимать нужно много, а отбирать – строго.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Валун. Фото Джека Дикинга.

 

“Этот снимок я привез из Национального парка “Джо-шуатри” в Южной Калифорнии. В ожидании оптимальных световых условий пришлось наведываться сюда раза три-четыре”

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.

 

Обычно вокруг водопада снуют толпы туристов, поэтому снять “чистый” кадр не так-то просто. Приходится долго выжидать, а то и договариваться с экскурсантами, прося “подождать минуточку”. В таких случаях может быть весьма полезна помощь друга.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.

 

“Особенно я люблю забраться в машину и ехать, выискивая подходящую натуру. Иной раз, исследуя какую-то определенную местность, приходится целыми неделями жить в автомобиле, и мне очень нравится такой образ жизни, позволяющий забраться в нетронутые цивилизацией уголки, оставив далеко позади людские тропы”.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.

 

В России девственную природу вы скорее всего встретите лишь в таких местах, куда невозможно добраться на автомобиле. И наоборот, если в какое-то место можно доехать на машине, то очень скоро вы обнаружите кучи мусора, пластиковые бутылки и другие следы пребывания “хозяина природы”.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото Кена Дункана.

 

“Я набрел на красивое местечко в бассейне реки Янки-Бой, но утренний свет был слишком вялым. Дело усугубила масса других фотографов, которые присоединились ко мне и топтались по полям… Поэтому я ушел оттуда, решив немного развеяться. Когда же я снова вернулся на облюбованное место, там было уныло и пасмурно… И тут начался дождь… я раскрыл пестрый зонтик и уселся на складном стульчике под ним… Так прошло два часа… но затем облака разошлись, сверкнули лучи солнца, и над полем появилась изумительная радуга”.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Отражения. Фото Джека Дикинга.

 

“От дороги я прошел километров пять, прежде чем попал сюда; после урагана с ливнем во впадине образовалось озерцо, в центре которого виднелся высохший изогнутый корень. Я попытался сфотографировать его, но в первый раз мне не повезло с освещением. Я возвращался на это место в течение последующих двух недель. И вот однажды вечером я снова приехал сюда и устроился на стоянку. В 4 часа утра, с восходом солнца, я был уже на ногах, — условия были великолепны, и в результате получилась эта фотография”

На обратном пути

Искомое мгновение возникает как после длительного знакомства, так и внезапно.

Анри Картье Брессон

Если бы фотограф только искал, поджидал и ловил момент, его продуктивность была бы крайне мала. На самом деле, большинство снимков делается по ходу дела, или на обратном пути.

Вообще, в копилке каждого фотографа найдутся фотографии, полученные двумя способами. Одни были добыты кропотливым путем, другие случайно. В первом случае фотограф приезжал на одно и то же место день за днем, а то и год за годом, в разные сезоны и в разное время суток, выжидал оптимального момента, пытаясь добиться наилучшего результата. Во втором случае – просто увидел и снял.

Однако такого рода удача, по какому-то закону фотографической справедливости, подстерегает в основном тех, кто часто ходит первым, кропотливым путем. А может быть мы именно для того и снимаем по нескольку раз одно и то же в разные дни, при разном освещении и в различных ракурсах, чтобы на обратном пути снять свои лучшие кадры? Может быть иначе мы их просто не увидели?

Предположим, мы нашли классное место и сняли его так и сяк и еще вот так, но все что-то не то. “Вот если бы розоватые лучи утреннего солнца светили вон с той стороны… Вот была бы сказка. Нужно будет прийти сюда завтра пораньше”. И мы вылезаем из палатки в четыре часа утра, делаем глоток теплого чая из термоса, заварено с вечера и как-то нехотя направляемся в облюбованное место на ходу протирая глаза… Застаем наш сюжет именно таким, каким мы и хотели его увидеть, неспешно делаем несколько кадров, стараясь добиться наилучшей композиции и идем назад… А на обратной дороге (зрение-то обострилось), случайно слету делаем свой лучший кадр чего-то совсем другого…

Неудивительно, что среди фотографов (подобно рыбакам) популярны байки о том, как кто-то увидел что-то совершенно потрясающее… и НЕ снял (фотоаппарата не было, штатива не было, банально не успел).

Снимок — единственный результат, который засчитывается, он является доказательством, иначе нам осталось бы бесконечно описывать загубленные фотографии, существующие лишь в нашем собственном воображении.

Анри Картье Брессон

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Архипелаг Кузова, Карелия. Фото 2005 года.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Автопортрет в профиль. Сзади (справа) — фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.

 

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.

 

“Этот снимок был сделан на востоке пустыни Мохаве в рамках работы над проектом “Пустыня Мохаве и Долина Смерти”. Свет сделал всю работу за меня, и результат я приписываю чистой игре случая”.

Как фотографировать в путешествии. Автор - Володин Виктор

Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.

 

“Я остановился близ скалы Капитан для того, чтобы быстро заснять проступавшую из мглы гору Соборные Шпили, и сделал несколько кадров. Собравшись ехать дальше, я понял, что мой автомобиль увяз в снегу. Я сидел в машине, проклиная свою невезучесть и поджидая помощь, и тут тучи разошлись. Мгла над скалой рассеялась, выглянуло солнце. Я увидел удивительную, никогда не виданную мною картину.”

* * *

Фотографии, составляющие наши отчеты о путешествиях, всегда слишком эпизодичны и фрагментарны, чтобы суметь сохранить всю полноту впечатлений от поездки. “Вот это не было снято, а от этого – только один снимок, и он не передает вполне…” – с досадой вспоминаем мы, просматривая привезенный улов.

С другой стороны, их слишком много, чтобы все их стоило показывать знакомым и незнакомым. Приходится выбирать лучшие. А потом – лучшие из лучших. А через много лет выбирать уже из самых лучших. И если не выбирать, не перебирать, не раскладывать по папочкам, по годам, по странам, по жанрам, то постепенно они “умирают”, превращаются в старый хлам.

И все же, снимать нужно больше. И снимать можно все, что угодно.

Читайте также

Другие статьи Володина Виктора

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

45 комментариев: Как фотографировать в путешествии

  1. Блог vkpluss.ru пишет:

    Да, фотографии замечательные, но мне кажется кроме соблюдения каких то правил надо еще талант иметь. А он или есть или нет. Фотографии очень красивые. И необычные. Красота одним словом.

    • Виктор пишет:

      Спасибо.
      Мне кажется, в путешествиях фотографировать любят очень многие. Не все конечно рождаются Анселами Адамсами. Но почему бы не постараться сделать наши фотографии немного выразительнее, немного ярке, короче — немного лучше. Мне кажется — это всем под силу. Ну или почти всем.

  2. Какие красивые работы! Словно на художественной выставке побывал… И замечательная, я бы сказал, вводная лекция в мир фотографии. Фотографировать приходится не только фотографам, в какой-то момент многие ими становятся поневоле — просто нужно бывает что-то запечатлеть.
    Мой первый фотоаппарат был легендарный ФЭД, в детстве мне отец подарил. Тогда это было круто, как сейчас говорят. Потом, уже взрослым, я купил себе Зенит-Е, тоже неплохо для любителя. До сих пор помню, как ночами сидел, плёнку проявлял, фотографии печатал… Кстати, многие остались до сих пор, не скажу, что шедевры, но это память.
    Сейчас, при необходимости, пользуюсь смартфоном для фото… 🙂
    Но иногда так хочется запечатлеть что-то красивое…

    • Виктор пишет:

      Да, старые фотографии через много много лет смотреть очень интересно. Это как с запахами. Бывает проходишь мимо места, в котором давно не бывал, и тут запах, тот же самый. И волна воспоминаний налетает, таких живых, как будто это было вчера… Между прочим, память на запахи у нас очень крепкая.

  3. Миша пишет:

    Отличные фотографии, хорошие советы. Тоже, временами, стараюсь «снимать тогда, когда почти никто не снимает…». Не просто бывает заставить себя куда-то двигаться в непогоду.

    • Виктор пишет:

      Ну смотря где. Если ты уже в палатке, или уже промок, то не так-то и сложно. А если серьезно, экипировка важна.

      • Миша пишет:

        Это всё правильно. Сложно бывает когда дома в тепле сидишь в непогоду и думаешь: вдруг повезет что-то необычное снять? А идти далеко и знаешь, что может, как чаще бывает, сходишь впустую. А тут — дома, куча других дел.

        • Виктор пишет:

          Это понятно. Не все же фанаты фотографии. Но если уж мы в путешествии — почему бы не приложить усилия.

  4. Валерий пишет:

    Запечатленный образ — «гвоздь» сомнений,
    Улучшить, нужно или нет?
    Подвижный ум — беда творенья,
    Вот вам ответ:
    «И да, и нет»…..

  5. Марк пишет:

    Уважаемый Виктор, из Вашей консультации я узнал, что Вы бывали в Кенозерье и снимали там. Не хотите ли прислать мне Ваши фотографии тех мест, чтобы я их выставил у себя на сайте? Размер в пределах 1200 px по наибольшей стороне…М.б. какие-то комментарии…Мой сайт
    http://kenozerjelive.ru

  6. Я обожаю фотографии, могу рассматривать их часами. И сама очень люблю фотографировать, но профессионального фотоаппарата у меня нет. Фотографирую цифровиком и частенько он меня подводит. Жалко, когда красивый кадр, а он не получается и переснять его уже невозможно. Мне все фото в статье понравились. Качество превосходное, места и композиции очень красивые. Надо все таки собраться и купить хороший фотоаппарат. Виктор спасибо за рассказ. Очень познавательно.

    • Виктор пишет:

      Все относительно. У меня сохранились фотографии, снятые лет 35 назад. На Зенит, на Смену. Еще черно-белые. Современные цифро-мыльницы могут снимать не хуже, и даже лучше.

      • Мне тоже многие про это говорят. И некоторые кадры получаются довольно не плохие, а некоторые бывают просто ужасные и не резкие. Не пойму почему так(.

        • Виктор пишет:

          Это скорее всего технический вопрос — ну там света очень мало, или настройки не те. А бывает так, что просто нельзя снять хорошо. Хочется, а нельзя.

  7. Лара пишет:

    Бесподобные работы, что и говорить! Однако без умения и таланта таких фотографий не получить…

  8. Незнакомка пишет:

    Понятно, что не зная тонкостей фотографирования, как бы не старался, не получатся красивые фото. Вот я к примеру, полная неумеха, а у дочери получаются удачные снимки — умеет углядеть верный ракурс и нужное время…

  9. Trounin пишет:

    есть такая кнопка — называется «автоматический режим» :]

    а если серьёзно, то на фотке должны быть задействованы передний, средний и дальний план — тогда получается именно фотография, достойная восхищения.

    ну и фотошоп… без него теперь фотографы вообще не обходятся.

    • Виктор пишет:

      По поводу планов, все верно. Но бывают и исключения. Встречаются бесподобные работы, в которых есть только один план… или два.

  10. Учиться снимать хорошо — дело не благодарное, у меня умение пришло со временем. Сейчас я делаю действительно шедевры.

    • Виктор пишет:

      Да, у большинства это происходит достаточно медленно. Просто смотришь на свои фотографии снятые лет так 10 назад и думаешь — какая фигня.

  11. Алекс пишет:

    Иногда, отключив мозг, получишь полу шедевр.
    А шедевр — наверное это всё же продуманное мероприятие))

  12. Замечательная статья! И прекрасные фотографии.

    Мы, когда были у церкви Покрова на Нерли, тоже на лодке вокруг храма плавали и на тот самый соседний островок высаживались. Результаты фотосессии можно увидеть в моём блоге.

  13. Александр пишет:

    Статья прекрасная, а фотографии бесподобные. Занимаюсь фотографией давно, были Смена, Зорький, Зенит-Е. Сейчас снимаю цифровым аппаратом.

    • Виктор пишет:

      Спасибо. А у меня вот Зоркого не было. Снимал, правда, на Зоркий в Университете, на картошке. У друга была. Хорошая камера. (а-ля Лейка). Теперь вот есть Зоркий в коллекции старинной техники. Но я на него уже не снимал.

  14. Татьяна пишет:

    а я начинающий фотограф, настолько начинающий, что порой просто любуюсь красотой и только позже спохватываюсь об аппарате, порой «уходит» момент, но ничего, думаю научусь

  15. Иван пишет:

    Отличный рассказ и фото. Дельные советы, которые пригодятся многим.

  16. екатерина пишет:

    Спасибо, очень полезные советы. Вот только если у человека нет вкуса, то хоть какой он будет профессионал — ничего у него не получится. Иногда смотришь на снимки путешественников — сплошь и рядом истуканы на фоне памятников или других достопримечательностей. А у некоторых вроде бы и качество похуже и лишние детали на фото (с учетом правил фотосъемки ошибки наблюдаются), а фото передает атмосферу места, засмотришься прям, кажется, как будто сам побывал в тех местах, что на фото смотрел…) Все таки талант тоже какой-то процент для хорошего фото должен составлять 🙂

    • Виктор пишет:

      Если совсем нет вкуса, то беда. Но это не только в фотографии. Вкус необходим и при оформлении дома, и при выборе одежды и обуви, и даже при нанесении утреннего макияжа. К тому же вкус до некоторой степени можно культивировать. Но это уже совсем другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *