Кинематограф как Наука. Путешествие в теорию кинематографа — фасцинация, мимикрия, мысленный эксперимент

Лекция о введении в теорию кино

Олег АронсонДанный пост возник под впечатлением от недавно прослушанной лекции Олега Аронсона под названием «Введение в теорию кино». Предупрежу сразу – моя точка зрения, может расходиться с точкой зрения уважаемого лектора.
Итак, начнем.

При слове «теория» сразу возникают ассоциации с такими фундаментальными вещами, как Общая и Специальная Теория относительности, Квантовая Теория поля, Теория Эволюции, Теория Чисел, Теория Вероятности и пр.

Кинематограф – это искусство или наука?

Слово «теория», как следует из названия лекции, может быть применено и к кинематографу, в результате чего возникает закономерный вопрос: Кинематограф – это искусство или все-таки наука?

Согласно словарю Ожегова, Теория — Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
Кроме того, Теория предсказывает новые, еще неизвестные факты — явления, эффекты, свойства предметов и т. п. Обнаружение предсказанных Теорией фактов служит подтверждением ее истинности.
Хорошо известно, что теоретики недолюбливают практиков. А практики, мягко говоря, не очень жалуют теоретиков. Одни летают в облаках, другие ходят по земле. Одни погружены в абстрактные размышления, а другие — в конкретные задачи.
Что же мы имеем в кинематографе?

Кинематограф как Наука

В кинематографе теория и практика не находятся в оппозиции. Здесь теория всегда запаздывает. Ни одна из существующих теорий кино не обладала предсказательной силой.
Чтобы что-то понять, надо найти аналогию. Попробуем провести аналогии с различными науками. Проследим развитие кинематографа на отдельных примерах.

Эрнст МахМысленный эксперимент

Известным австрийским физиком (и одновременно философом) Эрнстом Махом было введено понятие «мысленный эксперимент».
Мысленный эксперимент – искусственно созданная ситуация и ее прослеживание силой разума.
Вращение ложки в стакане с водой. Стакан стоит на месте, ложка вращается. К этому процессу можно подойти с другой стороны – ложка находится на месте, а все остальное – вода, стакан, стол – движутся вокруг нее. Такое представление сразу приводит к изменению законов мира.
Что-то напоминает?

Логика фасцинации

Логика фасцинации (или эффект завороженности) – отвратительное зрелище вызывает притяжение. Противоречит логике рационального.
Кролик смотрит на удава и не может оторваться.
Раньше этим феноменом занимались биологи в среде насекомых и животных. Мы же видим, что логика фасцинации присутствует и в кино!
Типичный диалог:
— Разве это все можно смотреть?
— Согласен, невозможно, но я смотрю…

Логика мимикрии

Логика мимикрии – подражание некоторыми животными и, главным образом, насекомыми, другим видам, обеспечивая тем самым защиту от врагов.
Фотография – слепок момента, который уже не повторится. Очевидно, что фотография подражает живописи.
А идея возникновения кино появилась, как не трудно догадаться, именно от фотографии. Для этого требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками.
Типичная мимикрия!

Кинематограф как природа

Природа – среда обитания. Кинематограф – также среда обитания, в которую входят кино, телевидение, интернет и пр.
Чем большее сопротивление ей оказываешь, тем сильней она поглощает (как болото).

Требования, предъявляемые к кинематографу

От науки требуют отдачи в виде новых технологий, разработок и пр.
К кинематографу также предъявляют требования.
— Где серьезные фильмы?
— Где идеи?

Наука и производство

На роль науки в развитии производства указывали еще такие всем хорошо известные мыслители, как К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что в определенных исторических условиях наука превращается в самостоятельный фактор материального производства.
Кинематограф – это производство и целая индустрия. Сегодня за 1-2 года в мире делается больше фильмов, чем за всю историю кино начиная с братьев Люмьер.

И эти аналогии можно продолжать до бесконечности…

Ну что ж, у кого-то еще остались сомнения в том, что кинематограф – это наука?

Читайте также

Путешествие в иллюзорное — шизофрения и кино

Философия – наука или что?

Несколько мыслей о кино

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

8 комментариев: Кинематограф как Наука. Путешествие в теорию кинематографа — фасцинация, мимикрия, мысленный эксперимент

  1. Алекс пишет:

    Чо за бред….?
    То ли плохо прожевал автор, то ли путает педали))
    Ах, о чем это я?
    На ж культурно все…
    Да, о синематографе — пребывающий паровоз… И наука и искуство))
    А Основной инстинкт, так… Сказки для мальчиков и девочек))

    • admin пишет:

      Похоже — торкнуло! Меня тоже такая идея немного вдохновляет

      • Алекс пишет:

        Лектор нашел свою нишу, хаха))
        Наука синематограф… Во загнул…
        Маркс, Энгельс…
        Интересует всегда заказчик, даже на теорию кто то должен платить деньги…
        Кто заказывает музыку, тот указывает направление развития. Кто платит СМИ, тот указывает направление почитания и выдачи премий. Все взаимосвязано, увы, это так…
        Миром правят деньги, золотой телец… Этой темы в синематографе почти нет… Не дождетесь))

        • admin пишет:

          Не, про Маркса и Энгельса он ничего не говорил, это уже моя интерпретация, то, что кинематограф — это наука, лектор тоже не особо настаивал, я же говорю, что моя точка зрения может не совпадать с точкой зрения лектора, но сама идея, что кинематограф — это наука, а не так — не пойми что, мне нравится!

  2. Валерий пишет:

    Современный кинематограф использует последние научные достижения различных областей — это факт! Здесь вам и физика и лирика переплетаются в таком фантасмагорическом танце, что можно назвать это действо как угодно.

  3. Сергей пишет:

    Создание новой «реальности» — передовой фронт современной науки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *