Крупный план как состояние аффекта

Что же такое Крупный план в кино? Самый простой ответ, что Крупный план – укрупнение деталей в кадре.
Как бы не так!

Укрупнение деталей не дает всей полноты Крупного плана.
Поэтому начну издалека.
Крупный план существовал до кинематографа и вне кинематографа. Идея Эйзенштейна (автора «Броненосец Потемкин») заключается в том, что — Крупный план существовал всегда.
В кинематографе Крупный план появился только спустя около 10 лет после появления кино.
Допустим, в фильме нам показывают пистолет. Для нас это сигнал – сейчас начнется напряженка. Что мы видим? То, что в данном случае Крупный план превратился в открытый информационный текст.

Крупный план – всегда аффект. Аффект – всегда Крупный план.
Мы смотрим кино – самый простой сюжет – разговор двух людей. И этот разговор нас так захватывает, что мы полностью им поглощены. Особенно если разговор идет о том, о чем говорить прилюдно у нас как-то не принято, особенно с экрана. Мы ничего не замечаем вокруг. Вот это оно и есть – Крупный план.
Хороший пример – фильм Ingmar Bergma «Persona» — где в качестве Крупного плана выступает именно речь.

Статичная фотография не может сделать Крупный кинематографический план.
Почему? Потому что Крупный план всегда движется.

Кинематограф представляет то, что раньше находилось в категории трансцендентных понятий, т.е. в той реальности, с которой практически все соприкасаются в той или иной степени, но не могут до конца понять. Но это пока слишком загадочно – как-нибудь надо будет в этом разобраться.

В литературе и живописи нет Крупного плана. Почему? Да потому что литература и живопись устанавливают дистанцию между зрителем и объектом. Такая вот система субъективации. Мы сами можем контролировать эту дистанцию, но чаще – эту дистанцию контролирует сам автор произведения.
Крупный же план в кинематографе – момент приближения (даже точнее — близкое сверх меры изображение), который нарушает дистанцию объект – субъект. На нас что-то наваливается, и мы уже не в состоянии сами контролировать дистанцию, в отличие, например, от той же литературы.
Таким образом, Крупный план работает всегда, когда нарушается дистанция.

Крупный план усиливает аффективное состояние. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффект захватывает человека целиком.
Но аффект аффекту рознь.

Известно, что в соответствии с УК – за состояние аффекта могут «скостить» срок, т.к. человек совершил что-то, когда плохо сознавал, что он вообще делает.
Аффект отличается от других состояний.
Например, под состояние аффекта (а точнее – под статью УК) подходит ревность. Но не подходит влюбленность.

Короче, всем этим благополучно пользуются киношники, применяя различные подходы — меняя ракурс, нарушая дистанцию, используя различные виды монтажа, вводя зрителя в состояние аффекта. Ну а мы – зрители, с радостью все это поглощаем, даже не задумываясь, что за всем эти стоит…

Крупный план

Читайте также

Поменьше психологии, господин директор, побольше чудес!

Путешествие в иллюзорное — шизофрения и кино

Несколько мыслей о кино

Путешествие в монтажный мир. Монтаж как инструмент лжи

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

6 комментариев: Крупный план как состояние аффекта

  1. Алекс пишет:

    Фотки классные, пока не дочитал. Христос воскрес говорят! Это чудо!

  2. Валерий пишет:

    Ревет и грохочет лавина,
    Скрежет и гром, как в аду,
    Пришел муравей — это карма,
    В песочницу,
    В детском саду……

  3. Наталья пишет:

    Я до сих пор в состоянии аффекта от первой фотки, такой добрый бомж с оттопыренной губой, (как про мартышку:-К тебе вода поподает??, -а ко мне нет…) .Над Валерой в состоянии аффекта можно оборжаться до коликов, но не испугаться, усатый нянь или леший, или домовенок Нафаня.
    На второй фотке — лорд или герцог на королевской охоте или мушкетер, словно говорит: -Ну как я Вам?
    Понятно, что фотки были взяты просто для образа, но первая насмешила…
    ТЮЗ потерял в своем коллективе Валеру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *