На морских каяках по Лофотенским островам

Автор — Матвеева Елена

Случается, увидишь фото или репортаж из какого-то далекого края, и в душе поселяется желание обязательно побывать там. Так однажды я увидела фотографии Лофотенских островов на странице одного заядлого путешественника. Лофотены — это архипелаг островов на севере Норвегии. Это край первозданной нетронутой природы, фьордов с языками снежников, бесчисленными водопадами, бирюзовым холодным морем и белыми пляжами. На мой вкус, так должен выглядеть затерянный рай.

Мне очень повезло найти в интернете предложение от туристической компании, об организации похода на морских каяках по Лофотенским островам. Решение ехать я приняла сразу же! В результате получилось замечательное приключение, о котором я хочу Вам рассказать.

До места мы добирались три дня: сначала на поезде до Кандалакши, а затем на микроавтобусах через Финляндию и Швецию. В дополнение у нас был прицеп с каяками и еще маленькая тележка с катамараном-грузовиком для транспортировки продуктов и походного снаряжения.

Норвегия, по Лофотенским островам

Для начала маршрута мы искали место с пологим берегом, на котором можно было бы собрать катамаран и легко спустить его на воду. Со второй попытки нашли и остановились в приятной бухточке и принялись разгружать вещи. Для передачи снаряжения от машины до места стоянки потребовалось построиться в живую цепочку. Этот способ загрузки и разгрузки вещей мы использовали на протяжении всего путешествия. Причем к концу маршрута оптимизировали процесс до совершенства и складывались и разгружались почти с космической скоростью.

На поляне поставили палатки, и началось походное житье-бытье: готовили ужин, разбирали вещи. С удовольствием окунулись в бодрящую морскую водичку. Поплавать в полном смысле этого слова удалось не всем. Меня хватило только на то, чтобы быстренько поплескаться и выбежать скорее на берег. Зато каким вкусным показался горячий чечевичный суп после трех дней сухомятки в пути! После ужина все разошлись по палаткам, а наши инструкторы Маша и Женя пошли рыбачить с борта каяка. Утром мы увидели полкороба свежей трески! Ребята рассказали, что ночью видели косатку, которая всплыла, пару раз пофыркала и ушла снова под воду. В этот момент инструкторы решили, что пора с рыбалкой закругляться, рыбы уже вполне достаточно!

Этот день практически полностью был посвящен сбору катамарана-грузовика. Ребята занимались сборкой, а девчонки приготовили из пойманной трески уху и сделали вкуснейший обед! Выход на маршрут планировался на 16-17 часов, однако на сборку катамарана потребовалось гораздо больше времени. Зато мы погуляли по окрестностям, поиграли на гитаре, отдохнули, спокойно собрались.

Каяки лежали на травке ровной шеренгой и дразнили, а в воздухе висел вопрос: какой же каяк кому достанется? Все каяки были однотипные — двухместные, но все разного цвета! Между собой тихонько шептались: «Господи, только бы не коричневый!». В итоге, не дождавшись какой-то официальной лотереи, мы с Катей (кэп в моем каяке) просто заняли тот, который понравился: желто-оранжевый, как огонь! Тут же все остальные ребята последовали нашему примеру и заняли другие лодки. И только коричневый остался сиротой, и весь маршрут прошел, привязанным к катамарану.

Норвегия, по Лофотенским островам

Примерно в 9 вечера начался инструктаж по управлению морским каяком, а также обзор по технике безопасности. Опыта походов на морских каяках не было практически ни у кого в группе, поэтому были интересны все подробности: как залезть, как вылезти, как натянуть юбку, защищающую от воды, что делать, если вдруг перевернешься. После инструктажа перешли к практике: начали пробовать сесть в каяк на воде и не кильнуться. Сначала все осторожненько, практически не дыша, разместились в лодках, начали тихонечко пробовать грести, но моментально освоились и расползлись по всей бухте. Действительно, одно удовольствие грести на пустом от груза каяке. Лодка отлично режет волну и развивает хорошую скорость. Мы решили, что сейчас самое время дать нашей лодке название и нарекли ее «Валькирией».

Со временем другие экипажи также дали своим каякам имена. Так появилась «Зеленая горошина», «Мокачино» и «Небесный Савл». Экипаж Аси и Саши называли «Дикими пчелами», потому что они оба были в абсолютно черных непромоканцах и желтых спас. жилетах. Катамаран получил свое имя случайно. Кто-то что-то недослышал и вот уже к нему приклеилось имя «Мерзавр».

Наконец-то мы вышли на воду. Я немножко волновалась, все-таки первый раз на каяках идем в открытое море. За выходом из бухты самый настоящий Атлантический океан!

Гребли недолго, по ощущению около двух часов. Было пасмурно и облачно. Но мы с Катей и Машей-инструктором всю дорогу пели песни, и время пролетело быстро и очень приятно. Мы завернули в маленькую бухточку, стало мелко и видно, насколько прозрачная вода и какого она потрясающего бирюзового цвета. Нос каяка врезался в белый пляж из мелкого ракушечника. Прибыли на первую стоянку после стапеля.

Длинный световой день и белые ночи давали нам дополнительную свободу по времени выхода на маршрут и по поиску стоянки. Так уже ночью мы поставили лагерь, шатер, где укрылась от непогоды вся наша команда, приготовили ужин и даже сделали малосол из ставрид, пойманных Женей-инструктором и по совместительству капитаном катамарана, за время нашего перехода.

Снаружи было прохладно и ветрено, а в шатре было тепло и душевно. Так и просидели полночи.

Норвегия, по Лофотенским островам

Утро наступило где-то днем. У меня не было часов, а с учетом полярного дня весь поход я понимала время по ощущениям. Часто ошибалась. Казалось, что должно быть не больше пяти часов дня, а оказывалось, что уже поздний вечер, часов 10 или 11.

Позавтракали, собрались, сделали разминку, подурачились и сделали фотосессию на белоснежном песке на фоне прекрасной лазурной воды….

Фото — Гуля Кинзябулатова

Скинули каяки на воду, уже проворно забрались внутрь, задраили юбки каяков и погребли. Да так увлеклись, что забыли, где инструкторы. Только весла мелькали на солнце! Конечно, инструкторы догнали группу. Женя на моторе привез Машу к каякерам. Потом нам эмоционально объясняли, что нельзя отрываться и уходить вперед Маши. В общем, всех оставили без конфетки. Маша показала правильный курс, и мы пошли вглубь фьорда. По берегам стали различаться из облаков остроносые горы с зелеными склонами и белыми пятнами снежников. Волна была попутная и подгоняла лодку в корму. Сквозь дырки облаков, проглядывало солнце и играло бликами на поверхности моря.

Норвегия, по Лофотенским островам

Катя пела веселую песню про несчастную судьбу Мустафы, что женился на прекрасной девушке, привел ее в дом и был, в общем-то счастлив. Но у «прекрасный девушк» были другие планы на жизнь, и Мустафа в одно прекрасное утро проснулся в «пустой квартир»: ни девушки, ни нажитого добра. Ситуация, конечно, печальная, но песня повеселила и подняла настроение. Так мы догребли до перекуса.

Для привала мы приглядели хороший песчаный пляж прямо перед домом норвегов. Хозяева размеренно занимались уборкой травы, когда прямо к их порогу нагрянула толпа голодных нас. Мы спросили разрешения и, получив его, высадились. Очень быстро слопали, все, что было приготовлено: бутерброды, козинаки, шоколадки, попили чайку и быстрей снова по каякам, снова в путь!

Целью этого дня было дойти до Тролль-фьорда. Мы пересекли пролив и уже приблизились к входу во фьорд, когда увидели огромный экскурсионный лайнер, направлявшийся в тот же узкий канал. Мне было страшно, а вдруг мы с лайнером не разойдемся в узкости? Решили пропустить его вперед и войти в пролив после того, как корабль уйдет. Однако, кто же знал, что лайнер туда заходит буквально на минутку? Только мы вошли, как корабль практически на месте развернулся и пошел в обратную сторону! Вся группа выстроилась вдоль скалы, а лайнер, проходя мимо, снизил скорость до минимальной, так что даже не появилось никакой волны.

Норвегия, по Лофотенским островам

Вот мы и добрались до Тролль-фьорда. Забегая вперед скажу, что эта стоянка мне понравилась больше всего. Ровненькая, аккуратная полянка, вокруг заросли ярко-салатового папоротника, шумящий водопад с пресной водой, вокруг стены гор, есть место для костра, что в Норвегии роскошь, в качестве развлечения заглядывают корабли с туристами. Здесь же был домик с туалетом, горячей водой и бесплатным wi-fi.

После ужина поехали на первую рыбалку! Памятуя опыт прошлого года, когда я поехала в Норвегию без удочки, в этот раз я подготовилась: купила и удочку, и катушку, и пилкер – это трехсотграммовая большая блесна!

Мы вышли на катамаране из фьорда, остановились наугад в каком-то месте, закинули снасти, буквально три минуты поиграли блесной о дно и сразу поклевка, подсечка, и вот уже тащу что-то здоровое и упирающееся! Треска! Большая! Это не рыбалка, а сплошное удовольствие – «неоплатонический восторг», как говорил один из участников — Андрей-философ!

Фото — Елена Бучнева

Мы впятером или вшестером рыбачили чуть больше часа и наловили целый мешок рыбы! МЕШОК! Лена и Андрей ловили хитрой, но очень уловистой снастью: на мотовило намотана леска, на самом конце лески огромная тяжелая блесна, а выше по леске привязано много поводков с наживкой. Ребятам удавалось за один заброс ловить на эту снасть до семи рыб. Крупная рыба, правда, на нее не клевала, но попадалась и некрупная треска, хорошая ставрида и скумбрия. Из пойманной рыбы варили уху и коптили в коптилке! Это было просто бесподобно!

На нашей стоянке было кострище, то есть здесь можно было разжечь костер. Оказалось, что в Норвегии мало где можно разводить открытый огонь. Только там, где есть оборудованное для этого место или на пляже. Поэтому после ночной рыбалки, мы решили воспользоваться случаем и посидеть у костра с гитарой. Что-то пели, болтали, смеялись. Люблю так сидеть.

Потом пришло прекрасное солнечное утро.

Норвегия, по Лофотенским островам

На этот день был запланирован пеший выход на вершину гор фьорда. После завтрака все, кто хотел идти на маршрут, собрались в дорогу и вышли в путь.

Сначала тропинка петляла среди густых зарослей папоротника. То тут, то там виднелись маленькие водопадики, ручейки. Я быстро отстала от всех. Это мой фирменный манер восхождения! Во-первых, конечно, сложно подниматься без подготовки. А, во-вторых, ну, куда торопиться? Вокруг столько всего интересного!!!

Через какое-то время дошли до снежников, что лежали между камнями. Здорово пройтись в июле по хрустящему снегу!
Поднялись еще выше и увидели горное озеро, покрытое льдинами, а вокруг стены гор. В долине стоят два домика. У домиков сделали перекус, попили горячего чая из термосов. Так бы мы и повернули назад, если б не встретили двух туристов. Они подсказали, что тропа идет дальше, и можно подняться еще выше и увидеть сверху фьорд и еще одно большое горное озеро.

Норвегия, по Лофотенским островам

Уклон был довольно крутой, но мы его преодолели и вышли на вершину, где открылась прекрасная панорама: внизу, как на ладони, бухта фьорда, берег, где мы встали лагерем, точки кораблей, заходящих туда на экскурсию. Справа от вершины, на которую мы забрались, расположилось длинное синее озеро. По скалам к озеру скользят ленточки водопадов. И хочется замереть, и весь этот мир вокруг пропустить сквозь кожу, впитать в себя и слиться.

Насладившись моментом и вобрав в себя эти прекрасные впечатления, мы отправились в обратную дорогу. Однако, идти той же размеченной тропой мы не стали. Приняли решение прогуляться по хребту и по ходу разведать путь для спуска.

Сначала было классно, мы шли по тропинке из мха вниз по хребту. Затем несколько раз Маша оставляла нас подождать, поскольку мы доходили до отвесного обрыва и нужно было искать какие-то обходные варианты для спуска. В итоге мы пробирались через завалы огромных скальников, где местами ребята помогали перепрыгнуть между камнями или большими трещинами.

Норвегия, по Лофотенским островам

Потом дошли до крутого обрыва, поросшего папоротником. Стали потихонечку спускаться, размечая склон серпантином наших следов. Спуск был крутой, и было некомфортно, потому что придержаться было не за что. Папоротник — это просто трава, которая взрослого человека не выдержит. Часть группы спустилась, когда по цепочке вниз передали, что одна из участниц, находящаяся еще наверху, наотрез отказывается спускаться. Мы остались ждать и перекусывать орешками, а Маша полезла обратно наверх. Где-то через полчаса они вместе спустились к нам, и мы двинулись дальше.

По склону от горного озера до бухты был очень хороший ориентир — труба водопровода. Как раз ее мы искали, чтобы понять нужное нам направление. Выбравшись из завала огромных камней, увидели заветную трубу! Спустились к ней по сыпухе из мелкого щебня. Заодно захватили с собой сухих дров для костра. Добравшись до трубы, вздохнули с облегчением — выбрались! Бодренько прошагали часть дороги прямо по водопроводу, и вот уже и лагерь! Все хорошо, что хорошо кончается. Я для себя поняла: если в Норвегии есть размеченная тропа, и она по каким-то причинам не кольцевая — на это есть веская причина и лучше все-таки придерживаться размеченного маршрута.

Вечером случилось небольшое ЧП. Одна из участниц — Лена, поскользнулась у ручья и неудачно упала, вывихнула мизинец. Женя на катамаране отвез ее и Машу в населенный пункт, откуда они уже на такси добрались до больницы. Там они остались на ночь.

Утром оставшаяся в лагере группа начала сборы. Мы решили, что можем пройти дальше по маршруту, а Женя потом съездит за девчонками в нужное место на моторе.

Уже упаковали все вещи в гермы, собрали палатки, стали грузить наши пожитки на катамаран, как прибежал морячок с пришвартованной яхты, и начал эмоционально нас убеждать в том, что выходить из фьорда сейчас нельзя. На открытой воде огромные волны и очень сильный ветер. Женя призадумался и поехал на разведку, с ним поехала большая часть группы. Вернулись с перепуганными лицами. Хорошо, что этот норвег нас предупредил. Мы быстро поставили лагерь назад и наш чудо-шатер тоже, и разбежались по палаткам. Скоро и до фьорда дошла непогода. Но в хорошей компании хорошо в любую погоду. В палатке было тепло, сухо, я заранее припрятала гитару, у меня с собой была заначка колбасы. В общем, за бортом свистит ветер, поливает ливень, а тут благодать и просто жизнь удалась! Весь день просидели с Катей в палатке с песнями, шутками и с колбасой.

Пока мы сидели в тепле и уюте, Женя в шторм поехал за Машей и Леной. Как я поняла из его рассказа, он продирался против встречной волны и ветра, катамаран был практически неуправляем. Огромный экскурсионный лайнер настойчиво гудел, может, предупреждая о встречном курсе, а, может, сигналя о безумстве храбрых. Все завершилось хорошо, Женя привез девчонок целыми и невредимыми. С пальцем тоже все стало хорошо и красиво.

После ужина все собрались в шатре. Пришел в гости и тот норвег, что предупредил нас о шторме. Рассказал, что его зовут Кент, он на яхте катает туристов. Во фьорд зашел, чтобы переждать непогоду и дождаться следующих гостей. Рассказал нашим инструкторам о том, что проходить пролив между островами нужно дождавшись отлива, тогда с течением мы пронесемся, как по трубе. Если же пойдем во время прилива, мы просто не сможем пройти, будет слишком сильное встречное течение.

Ночью ветер стих, и дождь прекратился. Я вылезала из палатки где-то рано утром. Было просто потрясающе. Сквозь влажное облако тумана разливался мягкий солнечный свет. Фьорд был весь окутан золотым светом.

Этим утром мы дежурили. Катя варила кашу, я делала бутерброды на завтрак и на перекус. Погода переключилась на режим «солнечно и жарко». По прекрасной погоде сложили вещи, сухие палатки и наконец снялись с прекрасной стоянки в Тролль-фьорде.

Мне кажется, все соскучились по каякам и гребле! Уже нетерпелось в путь-дорогу!

На выходе из фьорда Маша показала нам на рисунок на скале, похожий на мордочку. Оказывается, Кент рассказывал о том, что этот фьорд получил свое название именно из-за нее. Вроде бы, это и есть тролль этого фьорда.

Норвегия, по Лофотенским островам

Выйдя из пролива, вокруг снова стали видны гряды гор с белыми снежными шапками. С вершины бежали непослушные струи водопадов.

Совсем скоро мы дошли до узкого канала между островами архипелага. Протяженность этого пролива около 20 километров. Выбрав нужное время, мы действительно попали в струю течения и просто неслись. Навигатор показывал скорость в 32 км в час. Поэтому весь наш дневной маршрут мы преодолели меньше, чем за час. Уже практически на выходе из канала, на фарватере, показался тот самый огромный экскурсионный лайнер. Похоже, он узнал катамаран и Женю, потому что несколько раз приветственно посигналил нам!

Готовясь к организации похода, разведка мест проводилась по восточной и южной части острова Ауствагойя. Однако, новая информация о течениях и интересных для посещения местах внесла свои коррективы в нитку нашего маршрута. Поэтому от Тролль-фьорда мы пошли не на юг, как предполагалось, а на север. Все стоянки мы искали и разведывали, как в самом настоящем диком походе! И следующим местом нашего приюта был выбран маленький остров Братойя.

Меня не устает поражать Норвегия тем, что вот кажется идешь по абсолютно первозданной природе: отвесные скалы, водопады, елки, сосны, каменные валуны, а за утес поворачиваешь — там дом стоит и картошка растет.

Поставили лагерь, поужинали, и каждый наслаждался жизнью, как ему нравилось: кто-то сидел на камнях, поросших мягким мхом, и думал о чем-то своем, кто-то пошел разведывать остров, а мы поехали на рыбалку.

Норвегия, по Лофотенским островам

Иногда удается поймать исключительные моменты, когда все еще спят, вокруг тишина и умиротворение. Утром ненадолго выглянуло солнышко и осветило горы и все вокруг. Когда пришла пора выбираться из палатки на завтрак, небо заволокло серыми облаками, и вершины гор скрылись за ними от наших глаз. Но, если не лениться и вовремя доставать фотоаппарат, то можно на память сделать такие фотографии:

После традиционных сборов мы вышли на воду.

Сначала наш путь лежал к острову, где находился еще один инструктор этого туристического клуба, ожидавший прибытия новой группы. На острове, где он расположился, мы сделали привал и перекусили. Выходя дальше на маршрут, наши инструкторы предупредили, что скоро за скалами появится следующий фьорд. Он очень красивый, но очень холодный. Языки снежников спускаются с гор практически к самой воде. Есть большая вероятность того, что из фьорда будет дуть очень сильный ветер, будет волна. Поэтому надо держаться всем вместе, идти четко за Машей наперерез волне. Женя будет страховать тех, кого ветром может выдуть в сторону открытого океана. И мы пошли.

Норвегия, по Лофотенским островам

Действительно, только мы высунулись за камни утеса, стало видно фьорд и те самые снежники. Было облачно, поэтому видно было только чуть-чуть. Сначала мне очень хотелось достать фотик и камеру, но это желание прошло очень быстро. Дуло, как из трубы! Поднялась волна. Каяк сохраняет устойчивость только тогда, когда есть какая-то динамика, то есть надо постоянно идти вперед, при этом поперек волны, чтобы не опрокинуться. Напомню, температура воды за бортом ниже 10 градусов. Сначала мы были рядом с Машей, поэтому я хорошо услышала, как она вызывала по рации Женю. Сказала, что группа идет нормально, а она не справляется с течением, и ее уносит в море. Надо брать ее на буксир. И отстала. Я уже не могла ее видеть. В каяке, по сравнению с байдаркой, гораздо меньше возможностей для всяких манипуляций, поворотов, разворотов. Стоять на месте невозможно. Ребята в соседних байдарках тоже не понимали, что происходит, и что делать. Как я потом поняла, кто-то из ребят также привязался к катамарану на буксир. Я думала только о том, как бы выгрести к берегу и уберечься от торчащих из воды каменных глыб, на которые стаскивало течение. Этот переход изрядно потрепал мне нервы. Честно говоря, было страшно. Но страх, как известно, придает сил! Мы с Катей втопили и перешли под берег. Там уже было тихо, тепло и спокойно.

Когда подтянулась вся группа, мы двинулись дальше по уже ровной спокойной воде. Предполагалось, что стоянка будет на одном из самых красивых пляжей Норвегии. Заряженные этой идеей, мы погребли вперед. Сверившись с картой, Маша поняла, что до пляжа еще километров 20, а группа уже изрядно притомилась. Поэтому решили сократить путь и поискать ночлег в следующем фьорде.

Стоянку сделали на песчаной косе, к сожалению, далеко от ручья с пресной водой. Как потом оказалось, это место — заповедная зона, там гнездятся птицы. Ну и мы на два денечка там угнездились.

Норвегия, по Лофотенским островам

На следующий день была дневка. Погода была дождливая и хмурая. Кто-то остался в лагере, а мы пошли в радиалку к горному озеру.

По возвращении, в лагере нас ждали горячие блинчики с потрясающим малиновым джемом! А дождь все лил и лил. Мы сидели в шатре, что-то обсуждали, что-то пели.

Дождь продолжался и на утро следующего дня. Я истратила уже почти все сухие носки. Сушить некогда и негде. Решила, что пришло время договариваться с духами. Достала свою маленькую походную фляжечку, принесла скромную жертву из прекрасной немецкой настойки и искренне попросила местных Богов, включить уже нормальную погоду. И дождь перестал. Стали расходиться и поднялись вверх тучи. Показались горы, развиднелось.

Мы покинули птичий заповедник и двинулись к одному из самых прекрасных пляжей Норвегии. Наверное, мы не смогли до конца оценить его красоту, поскольку небо все еще было свинцовое и низкое, но все же пляж впечатлил. Длинная широкая коса белого песка тянулась далеко-далеко. Спокойно и вальяжно накатывались на берег волны океана.

Норвегия, по Лофотенским островам

Снова вышли на воду и двинулись дальше. Буквально минут через тридцать Маша сказала, что мы уже подошли к месту нашей стоянки. Вот оно. Мы подошли к берегу. Сказать, что место было так себе, это вообще ничего не сказать. Как-то мы приуныли. Весь берег в камнях и скользких водорослях, каяк будет сложно вытащить. Ничего живописного кругом. Но самое главное, буквально в 50 метрах автотрасса. Поднялся самый настоящий бунт. Мы категорически не хотели стоять лагерем на обочине шоссе.

Вот это чудо-местечко:

Инструкторы пытались убедить нас, что по карте дальше будут только отвесные скалы, на которых будет невозможно встать, или придется грести еще километров 10 до следующей стоянки. Мы напомнили, что вышли совсем недавно и еще полны сил. В общем, склонили инструкторов к тому, чтобы продолжить путь и поискать место поприятней.

Я решила повторить эксперимент с духами и на этот раз умолить духов моря. Теперь я попросила «Включить уже солнце». И что вы думаете? Нет, может быть, это совпадение, а, может, Боги вошли во вкус приятной немецкой настойки, но вуаля — нам включили прекрасную солнечную погоду!

Экипаж каяка «Небесный Савл» углядел между скал прекрасную площадку с ровным галечным пляжем. Мы причалили посмотреть и так там и остались.

Норвегия, по Лофотенским островам

Берег поднимался вверх небольшими уступами, как будто террасами. На каждой такой терраске мы поставили палатки и стали налаживать наш походный быт.

Знаете, это просто прекрасно, поселиться в палатке с видом на Атлантический океан! В хорошую погоду, конечно.

Поскольку наша стоянка находилась недалеко от населенного пункта, мы решили прогуляться в магазин за чем-нибудь вкусненьким. Заодно поглядеть, как люди живут. Оказалось, отлично живут! Скромные снаружи, но очень аккуратные домики, роботы-газонокосилки, почти в каждом дворе стоит домик на колесах. Один дом меня особенно поразил: в нем были практически все виды транспорта: и катер, и дом на колесах и несколько легковых машин, и велосипед на крыльце!

Норвегия, по Лофотенским островам

Вечером съездили на рыбалку. Погода была хорошая, но на открытой воде ветер разогнал волну. Рыбачить было не очень удобно при таком волнении. Зато панорама снежных гор на горизонте и точечек наших палаток на берегу в свете заката была очаровательна.

Утром меня поднял из палатки голос дежурного, приглашавшего на завтрак: «Товарищи чайки, подходите завтракать!» Я успела искупаться в соседней бухточке и поспешила на завтрак.

После собрали лагерь и вышли в путь. Погода была чудесная. Мы шли вдоль берега, и с одной стороны открывался вид на горы, а с другой куда хватало глаз был открытый океан. Ровная широкая волна прокатывалась под каяком, подбрасывая вверх, а потом убегала дальше.

Норвегия, по Лофотенским островам

Для привала вошли в маленькую бухточку. Я не верила своим глазам. Все, как я люблю: вокруг возвышаются горы, на лужайке уютный домик с травяной крышей, на небе, как нарисованные, облачка и хаотически расставленные по этой композиции овечки с колокольчиками!

Погостив у овечек, собрались уходить. Сели по лодкам, все настроились грести. В бухте собралось несколько экипажей. Я оглянулась и охнула, такого вживую я еще не видела! Летающие каяки! Лодка, как будто парит в воздухе. Вот полюбуйтесь:

Пошли дальше. Маша ориентировала нас на одиноко стоящую из океана гору. Мол, рядом с горой должна быть наша следующая стоянка. Покачиваясь на широких покатых волнах, мы пересекли пролив между островами архипелага и пошли курсом к одинокой горе — Гимсойя.

В заливе было мелко, идти на каяке по маленьким проливам с прозрачной ярко-бирюзовой водой было одно удовольствие. Женя шел на катамаране чуть поодаль, там, где глубина была больше, и на одном каменистом островке заметил лежбище котиков и птичий базар.

С котиками было вообще смешно. Шли за каяком Маши. Спокойная медитативная размеренная гребля, вода переливается бликами, солнышко припекает. И вдруг прямо перед каяком Маши из-под воды выныривает голова котика! Мы аж подпрыгнули от неожиданности. Конечно, я попыталась поймать котика в объектив. Получилось, как получилось.

Норвегия, по Лофотенским островам

Прошли между островками и подобрались ближе к заветной горе. Когда вся группа подошла, Маша указала, куда мы направляемся. Вот рядом с той деревней есть речка, идем туда. Оттуда и в пешку близко идти. Мы прямо опешили. Только что мы проходили мимо таких шикарных диких пляжей с белым песком и бирюзовой водой, а стоять будем опять в населенке??? И снова был бунт и общее голосование группы. Желающих постоять в диком месте оказалось больше, чем желающих пойти в пешку, и мы, на мою радость, вернулись на островок.

По сути получилась полудневка. Мы отдыхали, купались, пели. После обеда решили, что катамаран подвезет желающих подняться в гору, на берег, чтобы можно было дойти туда пешком. Другая часть группы поедет рыбачить и смотреть местный канал «Дискавери», т.е. вживую котиков и птиц. Я поехала смотреть на живность.

Вечер был прекрасен. Мягкий свет заката. Дикие птицы с их неуклюжими птенцами. Котики, выныривающие из воды то здесь, то там. Меня такие моменты очень радуют.

Норвегия, по Лофотенским островам

Полярный день в Норвегии закончился, солнце стало опускаться за горизонт. А мы сидели на маленьком острове в океане и смотрели на закат. Я что-то наигрывала на гитаре для души и настроения. Пдыщ-пдыщ — фото на память…Есть. Вклеено в сердце.

Фото — Александр Зарапин

На этом остановлю мой рассказ. Дальше был только длинный путь домой. Были приятные моменты последних посиделок у костра и трогательных расставаний на питерском вокзале.

Я возвращалась домой с багажом впечатлений и фотографий и надеждой на новые приключения.

Читайте также

Другие статьи Матвеевой Елены

Еще о путешествиях по Норвегии

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

59 комментариев: На морских каяках по Лофотенским островам

1. Валерий пишет:

САЛЮТ НЕПОСЕДАМ!!!!! Замечательные очерки и фотки, пора браться за повести. Творческих успехов!

2. Елена пишет:

Привет, спасибо! Да, вспоминаю временами Высоцкого:
    «Пишу в блокнотик впечатлениям вдогонку:
    Когда состарюсь, издам книжонку»

3. Денис пишет:

Очень здорово описали все путешествие! Спасибо, приятно читать! Воспользуюсь вашим опытом

4. Anna пишет:

Интересная статья. Видно, что у вас масса впечатлений от такого приключения — замечательно написали.!

• Елена пишет:

Рада, что понравилось! Да, уже несколько месяцев прошло, а мысленно все еще возвращаюсь к поездке и пережитым эмоциям. Место действительно цепляет!

5. Alexander пишет:

По-хорошему завидую !

6. Lora пишет:

Просто зачиталась! Как же замечательно вы отдохнули, какие красивые места посетили! Вот это настоящий отдых…

7. Незнакомка пишет:

Давно уже, лет двадцать назад мы с мужем летали в мурманскую область к его товарищу. Город Заполярный, у границы с Финляндией. Какая там природа и какая замечательная рыбалка! Я больше никогда и нигде так прекрасно не отдыхала — небольшая речушка, а на противоположенном берегу уже живут фины! Погранцы стоят… Ребята с ними перекрикивались.

• Елена пишет:

На мой взгляд, у Севера своя особая чарующая красота.
      Мы в пути тоже останавливались на берегу реки, являющейся границей между Финляндией и Швецией. Пограничников только по берегам нет 🙂

8. Larisa пишет:

Обожаю такие вот походы, палатки — было подобное и у меня, только в молодости, когда жив был муж… Он был заядлым туристом и побывала я с ним всюду… А ваш рассказ многое напомнил! Какое море изумительное и горы… Читала как увлекательную повесть…

9. Лара пишет:

Это просто уникальная память! Настанет время, когда глядя на фотографии, станете вспоминать свой чудесный поход, палатки, каяки, костер и вкусный ужин,котиков, плывущих вслед за вами… А горы — все это незабываемо…

• Елена пишет:

Согласна! Стараюсь описать впечатления и показать самые интересные фотографии, чтобы сохранить в памяти и поделиться маленькой историей из жизни

10. Татьяна пишет:

Отличный отдых у Вас получился! Экстремальный, позитивный и желанный. Браво! Все фото просто замечательные.

11. Николай пишет:

Места безусловно очень красивые, но в моём понимании, рай и снег — несовместимы. Буду искать другой рай.

Красивых мест на Земле очень много! Я думаю, найдется уголок на любой вкус! 🙂

12. Надежда пишет:

Вот это рыбка! И путешествие замечательное, правда я по горам по-боялась бы, имею отрицательный опыт, у нас в группе все целы остались, а в параллельной камнепад одного человека лишил жизни, хотя горы то вроде не такие уж и высокие были. А вот по реке наверное классно, удовольствие огромное получаю от воды. Ходила раньше на сплавах по горным речкам, и заряд бодрости и упадок сил одновременно, незабываемые впечатления. Статья прямо ностальгию вызвала.

• Елена пишет:

Да, рыбка просто классная попалась! Главное, там таких рыбок ОЧЕНЬ много!
      Насчет риска. Какой-то неприятный случай может произойти и в обычной жизни, от этого никто не застрахован.
      В дикой природе и в туристическом походе, конечно, риск опасной ситуации выше. Я думаю, для безопасности надо сохранять бдительность и здраво оценивать свои возможности.
      В формате этой поездки всегда была возможность выбора: кто хотел, шел в горы, кто не хотел, оставался в лагере. Также было и с каяками. При желании всегда была возможность привязать каяк к катамарану и отдыхнуть. Многие этим пользовались и наслаждались окрестностями с палубы катамарана.

13. Валентина пишет:

Удивительное путешествие. Однако, страшно, но интересно. Неужели в такое путешествие можно отправиться без всякого опыта? Или какая-то подготовка должна быть?

• Елена пишет:

Я думаю, если есть желание, надо обязательно пробовать! Если походного опыта нет совсем, то сначала лучше попробовать поход на несколько дней, где-то недалеко от дома. Многие турклубы предлагают походы выходного дня. Если поймете, что жизнь в палатках без привычного комфорта Вам приемлема, можно пробовать более серьезные путешествия.
      В целом ничего сверхъестественного в походе нет. Просто надо быть внутренне готовой к жизни на природе. И еще один очень значимый фактор — это снаряжение. От его качества зависит, насколько комфортна будет жизнь в путешествии и общие впечатления от поездки.

14. Ольга пишет:

Мы тоже заражены этой страной, навсегда. Путешествовали по северу Норвегии в этом году, правда, как автотуристы, но с надувной лодкой на крыше авто!
    Абсолютно согласна, что Лофотены — это сказочный край, и, также согласна, что рай выглядит именно так (буквально на днях, переписываясь со своей подругой, я тоже назвала Лофотены раем, совпали с Вами). Ура!! А в какие даты вы там были? Как добирались назад? Насколько бюджетно такое путешествие?

• Елена пишет:

Согласна! Мне кажется, я для себя нашла уголок, куда хочется возвращаться снова и снова.
      Наше путешествие было с 12 по 26 июля. Назад мы ехали аналогично: сначала на автобусе 2 дня, потом на поезде сутки.
      Норвегия в целом ОЧЕНЬ дорогая страна. На мой взгляд, для двухнедельного путешествия в Норвегии бюджет был очень небольшой. Огромной статьей экономии было то, что весь провиант мы везли с собой из Кандалакши, дополнительно докупали в Финляндии продукты, которые нельзя провозить через границу. Путевка стоила 42 тыс.рублей, включая трансфер на автобусах, питание на маршруте и все походное снаряжение. Дополнительно мы оплачивали билет на поезд до Кандалакши.

15. Иван пишет:

Вот это отличное путешествие и подробное его описание. Столько классных фото. Здорово.

16. Екатерина пишет:

Какая красота!

Если бы не теплая одежда, кажется, будто это тропические острова в Индийском океане!

• Елена пишет:

Спасибо! Для фото специально одела шапку, чтобы сохранить связь с действительностью!

17. Алексей пишет:

Лен, спасибо за рассказ. Фото как всегда суперские. Захотелось прям.
    По ощущениям от описания — как у нас в России, но ведь вся земля частная, ходить-бродить, палатки ставить и рыбу мешками ловить нельзя, или это согласовывалось организаторами?

• Елена пишет:

Привет! Норвегия в этом плане уникальная страна для туризма! Насколько я знаю, там можно ставить палатки в 50 метрах от любого дома.
      Рядом с пляжем с террасами был частный дом. Мы спросили разрешения встать, нам ответили: «Конечно, вставайте». Мы набрали у них целую бочку пресной воды безвозмездно.
      Был прецедент на последнем островке с белым пляжем. Подошла лодка. Нам сказали, что это частная собственность. Наши инструкторы что-то с ними пообсуждали. Я точно не знаю, нарушили мы что-то или нет, но лагерь остался на месте. По-моему, и последующие группы останавливались там же. Как-то вопрос решился, наверное.

По всей Норвегии есть специально разведанные и размеченные туристические тропы. В этом отношении они просто молодцы! На тропе есть специальные метки, которые видно в любую погоду. По ним легко ориентироваться.

Насчет рыбы, есть требование ловить только крупные экземпляры, т.е. треску до 40 см брать нельзя. Мы и не брали. Крупной было вполне достаточно. Никаких лицензий покупать не надо.

18. Алексей пишет:

Молодцы. При такой лояльности к туристам природа почти нетронута. Здорово, ждем следующих серий с нетерпением!

19. Серега пишет:

Это моя мечта вот так отправиться куда нибудь, разбить лагерь…завидую белой завистью!

20. Ленусик пишет:

Какие фотки классные, как сама там побывала. Красота неописуемая!!!!!

21. Дмитрий пишет:

Очень красивая природа и рыбалка, смотрю, не плохая!

• Елена пишет:

Рыбалка блеск! Я еще нигде не видела, чтобы за один заброс из воды поднимали сразу семь рыбин 🙂 Прямо заводит!

22. AndreyShaD пишет:

Как же круто! Я аж обзавидовался! Особенно понравилась фотография на которой в шестером идете по дороге!=)

• Елена пишет:

Спасибо большое! Я тоже очень люблю фотографии про то, как мы вместе куда-то идем.

23. Елена пишет:

Замечательные фотографии. Очень красивые места.

24. Сколько же невероятно красивых мест на нашей планете! Обалдеть! Елена, какая красота. Вот так сидишь за компом целыми днями работаешь, а люди путешествуют по таким прекрасным местам. Это конечно на любителя. Без комфорта не все хотят отдыхать. Но сколько впечатлений от такой поездки. Я представляю. У меня тоже эмоции зашкаливают от соприкосновения с природой. Молодцы). Все супер!

• Елена пишет:

Ирина, добрый день! Мне иногда приходят в голову мысли как раз на природе, когда сидишь на каменистом бережку и смотришь вдаль: «А где-то там за компом люди сидят, нажимают кнопки. И там совсем другая жизнь и суета. А здесь тысячелетиями только скалы, море и ветер. И это и есть нечто подлинное, настоящее». Такие иногда мысли.
      Спасибо за комментарий!

25. Ольга пишет:

Зачиталась вашей статьей, обожаю путешевствовать. Классный фотоотчет!!!

26. Рома пишет:

Как же всё здорово! Сколько не читаю про эту страну, не устаю восхищаться.