Открытие Кореи: читать иероглифы не так уж сложно

Вячеслав ВарёновАвтор — Вячеслав Варёнов

Казалось бы, что можно открыть в давно открытой и известной всему миру стране? На самом деле, можно. Все потому, что страна эта была не совсем открыта, и уж тем более для нас — некогда советских граждан. Вынужденно отгородившая себя с севера настоящим железным занавесом Республика Корея, которую во всем мире обычно называют Южной, для граждан новой России начала открываться только с середины девяностых годов прошлого века.

Сначала туда начали ездить бизнесмены и шоп-туристы, в основном с Дальнего Востока, потом — потянулись автомобилисты за подержанными машинами, и только после них в южной части корейского полуострова стал появляться самый обычный “ruso turisto” — турист, отдыхающий и посещающий достопримечательности.

А несколько лет назад Национальная организация туризма Кореи (НОТК) выступила с инициативой организовать для россиян автомобильные туры. Предложение поддержало посольство Кореи в Москве и компания KIA Motors, которая выступила техническим спонсором — то есть предоставила свои автомобили. Кстати, представители фирмы настолько прониклись этой идеей, что специально для русских привезли в Корею чисто европейские машины, которые в самой Корее не производятся! Речь идет о первой полностью европейской модели Сее’d, которая с конца 2006 года начала выпускаться в Словакии. Вот оттуда-то их и доставили на Корейский полуостров. Помимо хэтчбеков был даже один универсал, который к тому времени только-только вставал на конвейер! Честно сказать, нам было не совсем понятно такое рвение корейцев: мы вполне могли бы ездить и на Сеrato, например, или новом Rio… Вероятно, трюк с «Сии’дами» — одна из форм традиционного восточного гостеприимства.

Высотки штаб-квартир автомобильных компаний Kia и Hyundai в Сеуле стоят рядом, поскольку они теперь входят в один концерн. У этих высоток даже нижняя часть единая.

Южная Корея, штаб-квартиры автомобильных компаний Kia и Hyundai в Сеуле

Гражданам России для посещения Южной Кореи раньше нужна была виза. Теперь же для краткосрочных поездок никакого специального разрешения не нужно. Поездка на 11 дней с трехразовым питанием и ночевкой в двухместном номере гостиниц уровня не менее 3*** (а чаще 4 или даже 5), авиаперелетом, трансферами, экскурсиями с русскоговорящим гидом, арендой автомобиля и бензином обходится около 2000 долларов на человека с вылетом из Москвы. Из Петербурга — чуть дороже, из Владивостока — чуть дешевле. Да, да, именно — чуть дешевле. Несмотря на явную близость столицы Приморья к Корее, по сравнению с Москвой, авиаперелет Владивосток — Сеул обходится не на много дешевле, чем если лететь в столицу Кореи из Москвы. Таковы парадоксы дальневосточной авиации! Кстати, если арендовать авто в одной из многочисленных прокатных контор, то сутки аренды обойдутся не менее 80 долларов. И это, естественно, без бензина. Так что не надо обладать высшим математическим образованием, чтобы сделать вывод об уровне стоимости тура.

Южная Корея, Сеул

По мере того, как наши «Сииды» «наматывали мили на кардан», я совершал свои собственные открытия этой пока малоизвестной для нас страны. Однако…

Первое открытие Кореи

…я совершил еще по пути туда, в самолете. Самое изнурительное в этом туре — авиаперелет. Но его лучше посвятить изучению справочников и путеводителей по Корее, которыми снабжают еще в Москве. Из них-то любознательный турист и узнает, что в письме корейского языка используются вовсе не иероглифы, как все думают, а буквы! Современный корейский алфавит хангыль состоит из сорока букв. А иероглифами они кажутся потому, что пишутся не в ряд, а группами — по слогам. Причем разницы между звонкими и глухими звуками нет: одна и та же буква-загогулина может означать и «б», и «п», например. Это наглядно видно в латинском и русском написании крупнейшего порта Южной Кореи: Пусан и Busan. Хангыль — оригинальное буквенно-слоговое письмо — был изобретен монархом Седжоном Великим в 1443 году, и уже с 1446 года используется в качестве государственного письма.

Наверно, в это никто не поверит, но уже дней через пять я даже мог читать эти буквы-иероглифы! Не то, чтобы во мне оказались зарыты полиглотские способности, но мне это было интересно, путеводитель, который я начал изучать еще в самолете, написан толково, а в группе у нас было несколько российских и казахстанских корейцев, которые еще помнили язык предков и с удовольствием объясняли непонятные моменты.

Проблемы самостоятельного передвижения европейцев (и россиян в особенности) по Корее связаны с тем, что ни одна латинская или русская транскрипция не передает истинного звучания корейских слов.

Южная Корея, Сеул

Хотя основные названия на дорожных указателях дублируются латинскими буквами, но далеко не каждый догадается, что, например, Daegu — это город-миллионер Тэгу, под вывеской Gwangju скрывается город Кванджу, а Jeju — это крупнейший корейский остров Чеджу (или Чеджудо) в Восточно-Китайском море, где растут самые вкусные мандарины.

Столица

Главный город Южной Кореи — Сеул — поражает многим. Это огромнейший мегаполис с населением порядка двенадцати миллионов человек, вытянутый по обоим берегам реки Ханган.

Южная Корея, Сеул

Само название города можно перевести как «крепость на реке Ханган». В Сеуле живет четверть населения всей Южной Кореи! Столицей он является уже больше шести веков — с 1394 года. Он не похож ни на один город мира. В нем совершенно отсутствует азиатская теснота (хотя там много и узких улочек)

Южная Корея, Сеул

и, несмотря на солидный возраст, в нем преобладают новые и новейшие здания.

IMG_4031.JPG

Конечно, многое было разрушено в многочисленных войнах ХХ века, какие-то корейские святыни постарались уничтожить японские захватчики (например, в королевском дворце

Южная Корея, Сеул

они устроили… зоопарк!). Однако с 60-х годов прошлого века город активно отстраивался и, в конце концов, принял современный вид.

Южная Корея, Сеул

Первое, и главное, что бросается в глаза, — город очень чистый.

IMG_4097.JPG

Сами корейцы говорят, что таким Сеул стал только недавно. После того, как местные власти поставили цель сделать город чистым, полиция стала жестоко наказывать за брошенный мусор. Теперь там не увидишь не то, что клочка бумажки, но и окурка! Хотя запретов на курение нет. А уж брошенной из окна машины пачки сигарет и представить даже не возможно, как и банки из-под пива, «аккуратно» оставленной на проезжей части водителем или пассажиром остановившейся на светофоре машины.

Автомобильное движение по всей Корее очень напряженное, а в Сеуле — особенно. Однако многочисленные развязки, многоуровневые пересечения различных дорог, широкие проспекты и продуманная организация автомобильного движения снимают остроту.

Южная Корея, Сеул

В Сеуле, например, даже на пересечении 8–10 полосных улиц, когда горит красный свет прямому движению, можно спокойно развернуться! Для этого специально перед самым перекрестком в двойной сплошной линии, разделяющей встречные потоки, сделаны разрывы, позволяющие пересекать ее, чтобы совершить разворот. Для Москвы же одна такая мысль является крамолой! Зачем это разрешать, когда лучше каждого разворачивающегося лишать прав или штрафовать на 1500 руб.! В буржуазной Корее же думают об удобстве водителей и уменьшении пробок, а потому такие развороты разрешены. Можно там и поворачивать направо на красный свет.

И на мостах в Сеуле не экономят: на 41,5 км реки, что она течет по городу, приходится 23 моста.

Южная Корея, Сеул

Для сравнения: в Москве — только 19, и это при том, что протяженность Москвы-реки в черте нашей столицы много больше.

Вместе с тем в Сеуле очень развит муниципальный транспорт. Большим разнообразием он похвастать не может — трамваев и троллейбусов нет, как и монорельсовой дороги (хотя она и построена, но в действие не пущена, и, скорее всего, будет разобрана), — однако автобусных линий очень много. Автобусы имеют преимущество перед частным автотранспортом, и это правило соблюдается в абсолютном большинстве случаев (основные нарушители этого правила — таксисты, с которыми у водителей автобусов идёт непримиримая вражда — это замечают многие гости Сеула). Есть в Сеуле и метро. Линий немного, всего девять, однако станций — 429! К тому же сеульское метро соединено с сабвеем соседнего города Инчхона. Так зачем при таком метрополитене нужны грохочущие трамваи и неповоротливые троллейбусы?

Начинается автотур и заканчивается в столице, так что время познакомиться с городом у туристов будет. Обычно организаторы планируют несколько экскурсий — в королевский дворец, корейский музей, на чайный рынок, где можно купить женьшеневый чай, и в район древних и красивейших ворот Намдэмун

Южная Корея, Сеул

(сожженных в 2008-м психически неуравновешенным гражданином и недавно восстановленных), где расположен крупнейший вещевой рынок.

Южная Корея, Сеул

К сожалению, настоящих корейских товаров там с каждым годом все меньше — их сильно теснят китайские, которые значительно дешевле и хуже качеством.

В Сеуле я впервые увидел автозаправочную станцию, на которой нет привычных раздаточных колонок, установленных на земле. Заправочные пистолеты там свисают… с крыши!

Южная Корея, Сеул

Жизнь в городе течет прямо на улицах. Например, собачий парикмахер охаживает своих клиентов прямо под открытым небом!

Южная Корея, Сеул

Отходы производства, правда, убирает. Не удивлюсь, если они идут в какое-нибудь дело. Или медикамент. Или блюдо…

Второе открытие Кореи

В Корее не едят корейскую морковь! Это второе потрясение (после букв иероглифического типа), которые переживают российские туристы, попав, как им кажется, на родину этой популярной у нас закуски. Да, корейская кухня действительно острая, и в ней преобладают морепродукты, однако то, что мы называем корейской морковью, там не едят! Морковь по-корейски — это изобретение корейцев, живших в Советском Союзе, точнее даже — в Средней Азии. Оттуда она и пошла по всей 1/6-й части суши. Зато в Корее много всякой экзотики, которая раньше тихо росла

Южная Корея, Сеул

или ползала и прыгала,

Южная Корея, Сеул

или плавала.

Южная Корея, Сеул

Теперь она идет в пищу.

На заводе КIA

В первый же день по выезде из Сеула колонна русских автотуристов направляется на один из многочисленных заводов компании-спонсора — KIA Motors. Промышленное предприятие находится в окрестностях города Инчхон. Экскурсия по нескольким цехам дает представление, где и в каких условиях делаются автомобили этой марки. Никаких супер-роботов не видно, но и кувалдой никто не машет. В общем, нормальное современное производство. Привлекают внимание лозунги, вывешенные в каждом цеху на корейском и английском языках. Смысл их примерно сводится к тому, что надо сделать всё, чтобы машины KIA были лучшими во всем мире. Ну, почти как у нас лет 30 назад… Фотографировать в цехах не разрешают, и даже на подступах к заводу какой-нибудь начальничек может позволить себе потребовать с иностранца, чтобы тот прекратил съемку. Потому и нет у меня фотографий с завода. А вот на площадке готовой продукции снимать никто не запрещает! Здесь можно увидеть и такие модели KIA, которые в России и вообще в Европе не продаются. Например, Optima (лишь недавно появившаяся у нас) или Amanti.

Кстати, город Инчхон, недалеко от которого находятся и этот завод, и международный аэропорт Сеула (на острове), стоит на берегу бухты Чемульпо, возле которой в неравном бою с японцами в 1904 году схлестнулся легендарный «Варяг». В городе есть даже памятник морякам этого крейсера. Но организаторы этот факт почему-то обошли стороной.

Хотя в Корее очень мало мест, которые хоть как-то связаны с Россией.

Третье открытие Кореи

Здесь не едят собак! Вопреки распространенному мнению, что в Корее на каждом шагу готовят собачатину, на самом деле найти блюдо из собаки очень сложно. Дело в том, что настоящее блюдо из этого друга человека очень дорогое: его готовят из собак определенной породы, которых кормят специальной пищей, держат в особых условиях и не дают встречаться с особями противоположного пола. Понятно, что при выполнении всех этих условий такое блюдо не будет дешевым. Так зачем кормить им иностранцев, которые не смогут его по достоинству оценить, поскольку ничего в этом не понимают и, вполне возможно, даже не станут его есть?! Для них существуют традиционные говядина и свинина.

Хотя за все 11 дней бездомных собак так и не удалось встретить… А вот поющую собаку посчастливилось не только увидеть, но даже послушать. В Пусане это было…

Южная Корея, Сеул

Казалось, за любимую сосиску она споет хоть «Мурку».

К самому Южному морю

Это море можно найти только на корейских картах. В соответствии с ними полуостров омывают три моря: с запада — Желтое, на востоке — Восточное (это то, которое мы называем Японским), а на Юге — соответственно, Южное (по-нашему — Восточно-Китайское). Вот к нему-то мы и направились с завода.

Республика Корея занимает около половины Корейского полуострова и тянется с юга на север почти на 500 км. Сеул находится на самом севере, возле границы с КНДР. Почти 70 процентов территории страны занято горами. Пусть не очень высокими, выше 2000 м высот нет, но скалы порой попадаются впечатляющие. Вот в горы-то мы и погрузились, покинув завод KIA Motors. Лишь теперь стало возможно по достоинству оценить корейские дороги. Да, в Сеуле они были отличными. Но не надо забывать, что это столица. А что в провинции? Но в провинции оказалось то же самое: дороги широкие и с отличным качеством покрытия. Большинство магистралей Кореи платные.

Южная Корея, Сеул

Но стоимость проезда умеренная (меньше, чем берут псковские власти за свои приграничные разбитые «направления»), а качество — великолепное! Плата за дороги, кстати, тоже входит в стоимость автотура. Но больше всего поразило огромное количество тоннелей. Страна-то преимущественно горная, вот они и срезают дороги. Тоннели в основном все новые. И везде, буквально везде все еще продолжается дорожное строительство. Казалось бы, чего здесь-то еще строить? И так уже все есть, все построено и все хорошо, но нет — строят! Подрезают горы, сверлят их и — вот вам и новый проезд. Сразу видно, что дорожный фонд там не разворовывают.

…По пути остановились на берегу одной большой реки. Сейчас она была не очень широкой, но ее оборудованные берега давали понять, какой она бывает в моменты полноводья. На противоположном берегу в поросших лесом горах на обустроенных террасах был виден монастырь.

Южная Корея, Сеул

Песчаные берега и теплая погода так и подмывали искупаться, что многие и сделали. Когда же вышли на берег и подошли к машинам, неожиданно услышали очень громкое:
«Из далека-а-а до-олго-а-а
течет река-а-а Во-олга-а-а…»
Что это?! Неужели очередной корейский сюрприз? Но все оказалось гораздо проще: кто-то из наших туристов захватил с собой диск с этой визитной карточкой Зыкиной.

…Ездят корейцы весьма тактично. Правила не нарушают, хотя полиции на дорогах не видно. Правда, несколько раз доводилось видеть, как на регулируемых перекрестках пригородных дорог по вечерам, когда транспорта мало, кое-кто отваживается на красный свет не только направо поворачивать, но и прямо проезжать.

О четвертом, пятом и шестом открытиях Кореи читайте в следующих выпусках…

Открытие Кореи: под знаком свастики

Читайте также

Другие статьи Вячеслава Варёнова

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

38 комментариев: Открытие Кореи: читать иероглифы не так уж сложно

  1. Иннокентий пишет:

    Очень интересное путешествие, Хотелось бы фоток с KIA, но да ладно.. понятно, что своё производство никто показывать не хочет — комменрческая тайна..

    • Вячеслав пишет:

      Да никакой коммерческой тайны в их цехах нет. Если и есть что-то, то это лишь секрет полишинеля:) Обычные цеха с далеко не самым современным оборудованием. Наверно, именно поэтому и не давали снимать. Я был на десятка заводов, и авто-, и сопутствующих (шины, диски) и нигде не было запрета на съемку. Даже на заводе Ауди в Германии, когда показывали самые что ни на есть новинки (причем не автомобильную модель, а некий узел совершенно новый к тому времени), и то разрешали все фоткать. Так что мне тот корейский запрет совсем не понятен.

  2. Анна пишет:

    Далеко Корея. особенно от нашего Ростова-на-Дону. Наверное, я никогда не смогу поехать в эту страну. Так хоть почитаю про нее.

  3. Lora пишет:

    С интересом прочла о жизни в Южной Корее, действительно, для нас всех страна под семью замками — домыслы и легенды…

  4. Larisa пишет:

    Моя средняя дочка тоже в Сеуле была рассказывала и об экзотических блюдах и о самих корейцах, правда говорила, что при желании можно вполне европейскую еду в ресторане заказать.

    • Вячеслав пишет:

      В Сеуле, Пусане — да, можно. Но мы ездили больше по провинциям, так там с еврокухней проблемы 🙂 Даже вилки не везде давали.

      • Larisa пишет:

        Капец! Как же без вилок обходились? Или вы умете пользоваться палочками?! Я сколько раз пыталась, ничего не выходит! Наверное я плохая ученица… Дочка с зятем так уверенно палочками пользуются, когда посещаем рестораны японской, китайской кухни… Я же всегда вилку прошу. 🙂

  5. Незнакомка пишет:

    Вот уж действительно новость о корейской моркови! В нашем городе много корейцев живет, это именно они корейские блюда предлагают на рынке, кстати вкусны и остренькие.

    • Вячеслав пишет:

      Ну да, наши корейцы умеют эту морковку готовить. Помню, еще в совецкие временя в Узбекистане на рынке продавалась такая морква и корейцами, и узбеками. У корейцев в 2 р. дороже, но и вкуснее — раз в 5!

  6. Лара пишет:

    Удивила дороговизна тура в Южную Корею. Дочка летала по приглашению компании Amway, американского представительства в Корее, поэтому ее поездка была дешевой. Ездила целая группа консультантов, отдельно отметила гостеприимство и доброжелательность местного населения.

  7. Я вам немного завидую, в этом году мы так никуда не съездили, а без путешествий жизнь скушна и однообразна. Про морковь и собак расскажу своим знакомым. Для меня это тоже открытие.

  8. Елена пишет:

    Красивый город Сеул, ухоженный. Экзотики я впрямь ожидала больше, но и этот вариант очень даже симпатичный.
    А вам не рассказывали, много ли там возвратившихся на историческую родину советских корейцев? Удается ли им прижиться?

    • Вячеслав пишет:

      Цифр не называли, но их действительно немало. Едут в основном не из России, а из Средней Азии. У нас они были гидами.

      • Елена пишет:

        Из Средней Азии — тоже, считай, советские. Интересно, как они там адаптируются? Язык-то, наверное, прилично отличается, а уж культура — наверняка.

  9. Ольга пишет:

    А мне интересно, Ваш тур увенчался покупкой авто? И стоит ли того, покупать там и потом оплачивать транспортировку и таможенные пошлины, немалые, как я понимаю? Или спокойнее купить здесь?
    А рассказ очень познавательный, спасибо. И мифы развенчаны, действительно, устойчивые. Ждем окончания.

    • Вячеслав пишет:

      Нет, мы ж не за машинами туда ездили, а чтобы путешествовать на них. Не стоит путать автотур с автошоп туроом:) Везти оттуда машину в Центральную Россию щас смысла нет никакого — при нынешнем-то курсе рубля:( Приморцы к себе возят понемногу. Сейчас наметился обратный поток: из РФ в Европу и даже США.
      В нынешней ситуации кое-что есть смысл покупать в Европе (если есть интерес могу проконсультировать).

  10. Valera пишет:

    Спасибо, интересное ознакомление. Каким образом у них процветает культурная и религиозная жизнь наверное позже будет?

  11. alexandr пишет:

    Тур на автомобилях. А фото на мотоцикле. ПОЧЕМУ???
    Заинтриговал.

  12. forourmen пишет:

    Какой-то другой, странный, непонятный нам мир. Познавать чужие культуры, наверно, одно из самых занимательных вещей на свете.

  13. Как здорово. Как будто в Корее побывала!!

  14. Вячеслав пишет:

    Скоро вам предоставится еще одна такая возможность. А, возможно, и не одна…

  15. Спасибо за репортаж. Давно мечтаю туда съездить. Пока хоть на фото посмотрю и послушаю тех кто там бывал. Очень интересно.
    А ещё хангуль называют самым научным алфавитом.

  16. Славик, мне как писателю просто кайф тебя читать! Настолько просто, проникновенно и грамотно написано, что твой текст действительно становится для меня самым эффективным и быстрым способом познакомиться с Кореей!
    Но, повторюсь, даже простое чтение твоего текста это очень приятный медитативный транс!
    Ура! Я нашел нового Гуру!
    Харе Кришна!

    • Вячеслав пишет:

      Петя, как писатель писателю ( 🙂 ) скажу: мне было очень приятно услышать от тебя такой отзыв!
      Но насчет Гуру это ты, по-моему, слишком…

  17. Alienor пишет:

    Про хангыль могу сказать, что она запоминается действительно легко, поскольку это не иероглифы иероглифы как таковые, а слоговая азбука (по сути ничем не отличается от обычного фонетического алфавита, просто значки другие)

  18. Татьяна пишет:

    Очень интересная статья. Корея-страна,у которой есть своя тайна. Давно хотелось побывать там,чтоб ее разгадать. Теперь,после прочтения статьи,все стало более понятно. Корея-удивительная страна,которую стоит посетить!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *