Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 1

 Автор — Мельников Сергей

Петроглифы

Самое большое и изученное собрание петроглифов Казахстана, снесённое в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится в урочище Тамгалы, в 170 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, протянувшихся с юга на север от гор Заилийского Алатау до озера Балхаш, в горном массиве Арнахай.

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Степь упирается в горы Заилийского Алатау

Степь упирается в горы Заилийского Алатау

 

Тамгалы – это самый известный центр из 50 центров наскальных рисунков Семиречья, территории бассейна Балхаша.

В комплекс памятника входят могильники, петроглифы, культовые места, которые создают единую сакральную территорию, использовавшуюся людьми в течение более двух тысяч лет. Здесь находилось святилище, проходили ритуальные церемонии, люди молились богам и  духам предков.

Петроглифы датируются периодом от  XIV в. до н.э. VI-VIII вв., т.е. от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Петроглифы находятся на большой территории размером 3х10 километров. Но наиболее значительная их часть сконцентрирована на участке примерно 250х500 метров, здесь около 2000 петроглифов, а всего в Тамгалы насчитываются до 5000 рисунков.

«Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. См. сайт Центра всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Чу-Илийские горы

Чу-Илийские горы

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Раскопки могильников. Фото Л.Масловой

Раскопки могильников. Фото Л.Масловой

Открыты петроглифы были в 1957 археологической экспедицией Казахстанской академии наук под руководством Анны Максимовой. В 1982 году были найдены могильники. Учёные считают, что в эпоху бронзы здесь жили племена андроновской культуры. В своё время эти племена распространились по всей центральной части Евразии.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

Вместе с тем, некоторые учёные высказывают предположение, что здесь был зороастрийский Храм. Основана эта гипотеза на том, что живущие здесь племена происходили от индо-иранцев.

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

К сожалению, время не щадит петроглифы. Камни, на которых они созданы, с течением времени разрушаются, раскалываются плиты, осыпаются гладкие поверхности. Но сейчас предпринимаются усилия по сохранению бесценного памятника и происходят работы по восстановлению каменной картинной галереи.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Разрушающееся большое «полотно», покрытое рисунками

Разрушающееся большое «полотно», покрытое рисунками

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Фрагмент большого «полотна»

Фрагмент большого «полотна»

Галерея петроглифов очень напоминает привычную нам картинную галерею, с той лишь разницей, что первые авторы относятся ко второму тысячелетию до н.э. Точно так же, как и в современных музеях, посетители постепенно переходят из зала в зал. Но если в музеях последовательность и расположение картин определяются художественными критериями, то последовательность и расположение картин каменной галереи Тамгалы определялись сакральными причинами. И если сейчас экскурсии водят экскурсоводы, то тогда их водили жрецы. И, наверное, водили не группы, а каждого человека индивидуально, что отвечало назначению этого места. При этом самое непосредственное участие в восприятии рисунков принимает природа – всё происходит среди невысоких гор в степи под огромным голубым небом, воздух пропитан непередаваемым запахом степных трав, среди которых очень явно слышится горьковатый запах степной полыни.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

Наиболее важным является период середины второго тысячелетия до н.э., к которому относятся наиболее уникальные композиции и образы, прежде всего образы Солнцеголовых божеств.

В целом тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты людей, сцены охоты хищных животных, сены из жизни людей, ритуальные пляски, Солнцеголовые божества…

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы. Фото А.Трусова

Конечно, фотографии не покрывают даже малой части петроглифов урочища Тамгалы, но всё же дают хотя бы некоторое представление о них.
 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы. Фото А.Трусова

Петроглифы. Фото А.Трусова

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы. Фото А.Трусова

Петроглифы. Фото А.Трусова

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Верблюд

Верблюд

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Беременное животное (маленькое животное внутри большого)

Беременное животное (маленькое животное внутри большого)

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Всадник

Всадник

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Петроглифы

Петроглифы

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Охота волков

Охота волков

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Охота волков

Охота волков

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Охотящийся волк

Охотящийся волк

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Пляшущие человечки

Пляшущие человечки

В описании петроглифов Тамгалы на сайте ЮНЕСКО говорится: «Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооружённые палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряжённой быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся». [1]

Читайте продолжение в следующих выпусках блога…

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан.  Часть 2

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 3

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

12 комментариев: Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 1

  1. роман пишет:

    красиво и требует выпить для осознания масштаба…, но наши 2-х колесные упыри думают только о том, где проложить траекторию для спуска, увы )

    • admin пишет:

      Да, петроглифы для байкерской трассы вряд ли подойдут

    • Сергей Мельников пишет:

      Там такие просторы, от горизонта до горизонта, что прокладывать тракетории можно на сотни (а то и тысячи) километров. Заодно и на петроглифы посмотреть :о) Тем более, что они по степи местами сильно раскиданы.

  2. Валерий пишет:

    Да-а-а, масштабно люди жили и творили в совокупности с природой! Самому человеку такого не потянуть — уровня маловато.
    Поэтому и разрушается древляя культура и благочестие, а восстанавливать хотят, опять же по понятным соображениям…
    Возлияние дело благородное, да и траектория может органично вписаться рядышком, а возможность приобщиться всегда с плюсом.

    • Сергей Мельников пишет:

      Валерий, очень верно замечено — «в совокупности с природой». Там этим очень сильно проникаешься, место выбрано необыкновенно удачно.

  3. Валерий пишет:

    Да, Сергей, и места нам выбирают и предлагают и удачные и необыкновенные, и просторов вдоволь, да и энтузиасты природы имеются, осталось дело за малым…

  4. Калтай Актаевич Прманов, учитель русского языка и литературы высшей категории пишет:

    Меня достаточно давно очень заинтересовали изображения солнцеголовых (солярных) божеств.
    1. Что отражают и выражают солнцеголовые божества?
    2. Как созданы эти изображения? Эти изображения созданы фантазией человека или же человек срисовал солнцеголовых божеств с какого-то образца, готового образца?
    Я попробую доказать, что эти изображения срисованы с готового образца, созданного не земным человеком, а представителями высокоразвитых внеземных цивилизаций. При этом я сразу предупреждаю, что наскальные изображения солярных божеств мной разделены на три типа:
    1) изображения солярных божеств, которые скопированы с готовых изображений;
    2) изображения божеств, созданных воображением человека на основе готового образца и
    3) изображения солнцеголовых, срисованных с ряженных — обычных людей, одетых в одежды солнцеголовых божеств.

    Для меня особенно важны изображения первых двух типов, о них я и собираюсь рассказать в своем исследовании.Но для этого мне хотелось бы получить все изображения солярных божеств, официально зафиксированных учеными в Казахстане (и в других регионах нашей планеты, если они существуют), чтобы разделить эти изображения на два -три названных мной типа.
    Только после этого я подготовлю и опубликую свои исследования относительно происхождения изображений солярных божеств.

  5. Оказывается не только в пустыне Наска есть наскальные рисунки, но и у нас тоже есть такие. Я теперь все больше сомневаюсь по поводу всякой религиозной ереси…

    • Сергей пишет:

      Наскальные рисунки есть почти везде, во всех горах. Или там, где есть большие относительно плоские каменные выходы. У древних людей было много времени для придумать изображение и не спеша его выбить на камне, не то, что сейчас :о)

      • Согласен, в прошлом не было соцсетей, отнимающих уйму времени :). Что поражает — так это то, что наскальные рисунки сохраняются очень долго

        • Сергей Мельников пишет:

          Так они же в скаде сделаны :о)
          Тем не менее, время и здесь берёт своё. Со временем и сами скалы разрушаются (что видно на тех же камнях Тамгалы). Хотя, конечно, время жизни этих рисунков несоизмеримо больше жизни художественных полотен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *