Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 2

 Автор — Мельников Сергей

Продолжение, начало читайте

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан.  Часть 1

Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен-плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов – места каменных полотен — выбирались специальным образом так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков и групп рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединяясь в сложные композиции. Такие площадки находятся в нескольких десятках метров от рисунков, но рисунки, тем не менее, видны хорошо.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Солнцеголовое божество, стоящее на быке

Солнцеголовое божество, стоящее на быке

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Солнцеголовое божество, человек и животные

Солнцеголовое божество, человек и животные

Кроме того, здесь очень хорошая акустика, негромкий разговор слышен метров за 100. Это свойство местности, без сомнения, тоже использовалось в сакральных обрядах.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Солнцеголовое божество

Солнцеголовое божество

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Солнцеголовое божество и животные

Солнцеголовое божество и животные

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Солнцеголовые божества. Фото А.Трусова

Солнцеголовые божества. Фото А.Трусова

Особое место занимает Храм Солнца, храм под открытым небом. Здесь есть «алтарь» с рисунками Солнцеголовых божеств и ритуальных обрядов, ровная площадка на склоне горы для служения, места для участников в красивой небольшой долине, окружённой склонами небольших гор с композициями каменных рисунков.

«В книге «Наскальные изображения урочища Тамгалы» АГ.Максимовой, А.С.Ермолаева и А.Н.Марьяшева [13] говорится, что, вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы — одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога. Таким его представляли древние индийцы, что нашло отражение в их священной книге «Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья, с диадемой на голове, носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском». [3]

Т.Турекулов и Н.Турекулова пишут: «Нераскрытые тайны изображений Тамгалы привлекают многих учёных, которые единодушны в том, что все они связаны с древнейшими солярными культами Евразии и так или иначе имеют свои отголоски и в сегодняшних религиях: и в христианстве, и буддизме, и исламе. Так, к примеру, в православных храмах жертвенник и сейчас располагается на северной стороне алтаря. А сам Иисус — тот же «солнечный правоприемник»: Рождество Христово совпадает с датой зимнего солнцестояния и древнейших праздников, посвящённых одновременно смерти старого и рождению нового солнца. Может, об этом повествует картина главного алтаря Тамгалы, на которой в нижнем ряду изображены пара совокупляющихся и цепочка 12 человечков. Между собой эти две группы связывает изображение ещё одного, лежащего (или умершего?). Одиннадцать из этих двенадцати идентифицируются как «танцующие» и один — как «роженица» (кстати, ещё одна параллель — Световой Девы года и Девы Марии). На оси, проходящей через «роженицу», выше расположен первый «солнцеголовый» третьего ряда.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Часть алтаря Храма Солнца

Часть алтаря Храма Солнца

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Часть алтаря Храма Солнца. Фото А.Трусова

Часть алтаря Храма Солнца. Фото А.Трусова

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Вид от алтаря Храма Солнца

Вид от алтаря Храма Солнца

 

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Степная гадюка – вечный страж Храма. Фото А.Трусова

Степная гадюка – вечный страж Храма. Фото А.Трусова

Художественная сила его изображения не вызывает много сомнений в том, что перед нами изображение Солнца, а парное ему — Луны, которые вместе с нижним рядом представляют единую композиционную нить. «Танцующие» держат в руках топорики, а ведь знак топора («кайло«) в древних рунах — символах, происхождение которых лежит в самых древних солярных культах, — означал топор, которым отделяется пуповина Нового года от Старого.

Продолжают ряд «солнцеголовых» ещё пять антропоморфных изображений. Если основываться на том, что первые два обозначают движущиеся по небу светила, можно предположить, что и две другие пары имеют аналогичное значение и связаны с планетами, известными нам как Венера, Юпитер, Марс, Сатурн. И Полярная звезда между ними как неизменная константа Вселенной и её порядка… На тибетских буддийских иконах часто можно встретить космогоническую картину, изображающую Будду в окружении семи звёзд, среди которых бодхисатвы солнечного и лунного света и Полярная звезда, которая контролирует продолжительность человеческой жизни. Ну, а астрология всегда была и есть одна из самых «востребованных» наук в Тибете, благодаря изолированности этого района Центральной Азии от окружающего мира: она развивается здесь беспрерывно на протяжении тысячелетий и тесно связана с религией, медициной, сельским хозяйством и животноводством, в быту ни одно событие не планируется без предсказателя судеб. А судьба предсказывается не только живым, но и умершим. <…>

Картины Тамгалы — это картины циклического вращения жизни в космических масштабах, жизни, не существующей вне Времени и Света – четвёртого измерения пространства. Среди антропоморфных и зооморфных изображений встречаются и геометрические знаки, аналоги которым можно найти в древних рунических символах. К примеру, вертикально стоящие «гантельки» или «очки» — «древнейший арктический иероглиф, означающий связь между собой двух кардинальных точек года — нижней и верхней. Позже это фрагмент был осмыслен как «нисхождение лета к зиме», в этой руне видны черты древнейшего иероглифа бытия». Крюки в руках «ряженных» — в рунах символ крюка, подтягивающего неба к земле, очень важный символ в мифологии многих северных народов. А олень, символ восходящей половины года, несущий на спине расчерченный на клетки прямоугольник, типичный рунический символ года или дома Солнца? Сами изображения «солнцеголовых», тела их имеют чёткую графику стрелок с руками вниз и руками вверх — опять же, эти знаки находим среди рун, имеющих кроме «божественных» смысловых нагрузок, ещё и календарные. Первые рунические знаки — символы, в которых была закодирована именно картина мироздания во времени: день, год, солнечные и лунные многолетние циклы… По-видимому, с их помощью записывались самые древние религиозные повествования, и история письменности разных народов, как полагает Х.Вирт, и финикийской, и индийской, и шумерской, и китайской, и египетской, и др. восходит именно к самым древним рунам, а корни таких слов как «бог», «солнце», «лето», «день» едины во многих языках… Да-да, всё это уже кажется очень далеким от архитектуры, и эти наши рассуждения — так, этюды на тему «Тамгалы», построенные на наших личных ассоциациях. Мысль о том, что этот комплекс петроглифов связан, по крайней мере, с календарными наблюдениями и сезонными праздниками, не нова и не вызывает сомнения у многих учёных. Искусство петроглифов Тамгалы может быть понято только на стыке многих наук — искусствоведческих, религиоведческих, исторических, астрономии, математики, лингвистики, этнографии и других… Предполагаем, что и архитектурно-археологическое исследование комплекса памятников Тамгалы, его поселений жилищ и общественных зданий, планировки, культурного ландшафта может дать много информации для интерпретации петроглифов Тамгалы. Но это всё зависит от движения небесных светил и находится во власти Времени…» [4]

И ещё: «… выскажем мысль о том, что вместе со всеми археологическими объектами, включающими поселения, культовые и погребальные комплексы, Тамгалы — это и древнейший памятник градостроительства и культурного освоения ландшафта. <…> Но на эту гипотезу наводит уже схема планировки комплекса святилища, которая представляет собой строгую систему расположения отдельных его объектов. Центральной осью композиции является русло небольшой речки, наполняемой талыми водами и текущей строго на север. На выходе из ущелья с северной стороны располагается удивительно правильной формы круглая гора, привлекающая к себе внимание, сильно выделяясь на общем фоне окружающего скалистого ландшафта, кажется, будто она построена здесь специально руками человека. Здесь же, на Севере, группируются некрополи, подтверждая ещё раз правоту М.Сембина, утверждающего, что реки текущие на Север почитались как реки текущие в Страну Мёртвых, а древние курганы и некрополи часто располагались именно вдоль таких рек. Главный алтарь святилища с «иконостасом» с изображениями «Солнцеголовых» имеет почти строгую ориентацию на север, русло реки и площадь расположены с южной от него стороны. Четыре других обширных группы петроглифов располагаются по восточному берегу реки и объединяются в единую повествовательную картину. Поселение, имеющее мощный культурный слой, начиная с эпохи бронзы, <…> расположено с южной стороны от входа в ущелье с петроглифами. Чем не традиционная планировка буддийских монастырей? Река или водоём на Юге, храмы и их алтари — на севере, центральная ось — река-дорога — ведёт к главному храму, все остальные храмы по правую руку, или с Востока. И главное, на севере от них должна быть самая красивая в округе гора… И конечно же, жильё <…> должно быть изолированно от монастырских комплексов, находиться с южной стороны и на расстоянии не менее, чем человеческого голоса. А сами монастыри должны быть закрыты для свободного доступа злых духов и людей горами и разного рода преградами. А если посмотреть на буддийские иконы можно обнаружить, что очень часто встречается изображение солнца и луны, порой стилизованно, а порой конкретно. Да ведь и в храм буддийский можно входить лишь после того, как обойдёшь его с молитвой по кругу — по ходу Солнца!» [4]

Примечательно, что, в частности, солнце с 32 лучами на голубом фоне изображено на Государственном флаге Республики Казахстан. Голубой цвет символизирует мирное небо Казахстана; солнце — покой и богатство.

Мельников Сергей, Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан, Государственный флаг Республики Казахстан

Государственный флаг Республики Казахстан

При описании урочища Тамгалы использовались материалы сайтов [1], [3], [4], [5], [14].

Читайте продолжение в следующих выпусках блога…

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 3

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария: Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 2

  1. Валерий пишет:

    Соприкоснувшись с такими проявлениями цивилизаций при жизневедении в природной среде, мало удивляешся сегодняшним «успехам» научно-технической цивилизации.

    • Сергей Мельников пишет:

      Может быть, человечество на очередном витке своего развития и вернётся к согласованной жизни с природой и в природе. Когда-нибудь.

  2. Ольга пишет:

    Очень интересно было прочесть… И если люди вернутся к истокам природы, будет просто замечательно..

    • Сергей Мельников пишет:

      Ольга, а ещё интереснее — если есть или будет возможность — побывать там. Лучше весной, когда вся степь пропитана тонким горьковатым запахом молодой степной полыни… В этом бескрайнем просторе думается по-другому. Древние люди были мудрыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *