Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 3

 Автор — Мельников Сергей

Окончание, начало читайте

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан.  Часть 1

Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 2

 

Соприкосновение с Рерихом

Николай Рерих (1940-е годы)

Николай Рерих (1940-е годы)

Средне-Азиатская Экспедиция Рерихов прошла значительно восточнее этих мест, да и открытие петроглифов Тамгалы произошло уже после ухода Н.К.Рериха. Тем не менее, соприкосновения – пусть неявные — историко-архитектурного памятника Тамгалы с творчеством и наследием Н.К.Рериха всё же есть.

Петроглифы в научных интересах и художественном творчестве Николая Константиновича занимали заметное место (см., например: Е.П.Маточкин. Археологические мотивы в искусстве Н.К.Рериха [6]).

«На этих древних изображениях вы различаете горных козлов с огромными крутыми рогами, яков, охотников-стрелков из лука, какие-то хороводы и ритуальные обряды. Характер этих рисунков потому заслуживает особого внимания, что те же древние изображения мы видели на скалах около оазиса Санджу в Сензиане, в Сибири, в Трансгималаях, и можно было узнавать их же, вспоминая Халристнингары Скандинавии. Не будем делать выводов, но будем изучать и складывать.» — пишет Николай Константинович в «Сердце Азии» [7].

И петроглифы Тамгалы, как кирпичик, вкладываются вехой в общую схему движения древних народов по просторам Евразии. Достаточно, например, сравнить петроглифы на приведённых выше фотографиях и картины Н.К.Рериха «Скалы Лахула» и «Скалы Ладака», чтобы увидеть, что на них изображены «одинаковые» петроглифы (круторогие животные, пляшущие человечки), что в очередной раз подчёркивает единство древнего культурного пространства Тибета и Средней Азии.

 

Мельников Сергей - Н.К.Рерих. Скалы Лахула

Н.К.Рерих. Скалы Лахула

Мельников Сергей - Н.К.Рерих. Скалы Лахула

Н.К.Рерих. Скалы Лахула

На это указывает В.Мешкерис в статье «Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха»: «Имеются уникальные изображения ритуального танца двенадцати человек перед двумя солнцеобразными божествами-великанами в петроглифах ущелья Тамгалы близ Алма-Аты в Казахстане. Другая сцена изображает ряженых охотников, её персонажи одеты в шкуры с бубнами в руках. Другой фрагмент композиции показывает динамичный ритуальный танец с характерными жестами». [8]

И там же: «Сюжет картины “Скалы Лахула” (1935 г.) связывался с легендарными знаками Гэсэра. На самом деле, изображение представляет традиционную сцену кругового танца, посвящённого солнечному божеству.

Ритуальный круговой танец в честь солнечного божества в скальной живописи Средней и Центральной Азии относится к эпохе бронзы. Теперь с уверенностью можно сопоставить этот сюжет с аналогичными сценами Бимбетки (Индия), Саймалы-Таш (Киргизия), Тамгалы (Казахстан), Чулуут (Монголия). В этой цепи известных археологических находок сюжет из Лахула (Западный Тибет) имеет дополнительное значение в исследовании кругового танца ритуального действа, который связывается учёными с культовой обрядностью индоевропейцев эпохи бронзы». [8]

Интересно отметить, что Ю.Н.Рерих считал, что наскальные изображения горных козлов «играли важную роль в культе огня». [9]

 * * *

О символике Триединства с упоминанием петроглифов Тамгалы см. статью «Символика Триединства в культуре Казахстана». [10]

* * *

В начале 90-х годов прошлого века экспедиция научно-спортивного общества «Путь Лотоса» работала в урочище Тамгалы. Члены общества так определяют свои задачи: «…«Путь Лотоса» — это путь ко всему чистому, прекрасному, вечному, это стремление ввысь. По этому пути шёл Николай Рерих. Он выдвинул лозунг «Мир через культуру!». И мы пытаемся продолжить его дело, возродить Пакт Рериха по защите исторических, культурных и научных памятников, который очень актуален в наше время». [11]

 * * *

Нельзя не сказать о казахстанском учёном-исследователе, докторе биологических наук, профессоре зоологии, писателе, фотографе и художнике Павле Иустиновиче Мариковском. На материалах наскальных изображений он описал животный мир древнего Казахстана.

В.Коченов пишет: «Честь научного открытия этой уникальной галереи наскальных рисунков принадлежит замечательному натуралисту, путешественнику, энтомологу и писателю Павлу Иустиновичу Мариковскому. Девяностолетний патриарх отечественной науки весьма лаконично написал о своём великом археологическом открытии: Тамгалытас впервые в 1957 году нашла археолог Максимова. Я наткнулся на него через 9 лет, опубликовав о нём 31 июля 1962 года статью в еженедельнике “Неделя”. Впоследствии, через один-два десятка лет, Тамгалытас посетили многие отечественные и зарубежные археологи. Благодаря изобилию и своеобразию рисунков это урочище приобрело мировую известность. На тех, кто впервые увидел эти наскальные рисунки, они производят глубокое и неизгладимое впечатление”.» [12]

В 2006 году П.И.Мариковскому исполнилось 94 года. Он рисует картины, на которых представлены копии наскальных рисунков Тамгалы, выполненные в разные годы. «… в беседе с Павлом Иустиновичем аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов [глава администрации города – С.М.] заметил, что в исследовательской, писательской, творческой жизни учёного много схожего с творчеством Николая Рериха. В одной из своих работ Н.Рерих писал: «Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего». П.Мариковскому это утверждение близко по духу, видимо, поэтому с таким сравнением акима он согласился». [13]

 

Фотографии автора (кроме фотографий с указанным авторством).

Апрель 2007

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

12 комментариев: Петроглифы Тамгалы, Южный Казахстан. Часть 3

  1. Валерий пишет:

    Сергей, творческих успехов. Очень рад увидеть следующую часть удивительного путешествия в мир петроглифов. Чем больше знакомишься с древним творчеством, тем меньше остается сомнений в том, что истоки цивилизаций были, если не общие, то по крайней мере родственные. Правда возникают следующие, какими образами приводить наше нынешнее хозяйство к «общим знаменателям»?

  2. Сергей Мельников пишет:

    Спасибо, Валерий!
    «…какими образами приводить наше нынешнее хозяйство к «общим знаменателям»?» — Дерзну предположить, что теми же, что и в древности: через культуру, духовность, общечеловеческие ценности. Мне кажется, принципиально другого пути у человечества нет. Другое дело, что человечество с большим нежелением идёт этим путём. Но — всё впереди (будем думать) :о)

  3. Валерий пишет:

    Да — искушения стары как мир, такие же древние и человеческие желания, вероятно древнее петроглифов.Есть куда расти…

  4. Калтай Актаевич Прманов, учитель русского языка и литературы высшей категории пишет:

    Повторю еще раз: «Мне необходимо получить ВСЕ изображения солнцеголовых божеств Казахстана, так как это поможет ознакомить просвещенный мир с достаточно необычным открытием, сделанным мной, уже в этом — 2014 году. Помогите, пожалуйста получить все названные мной изображения!

    • Сергей пишет:

      Калтай Актаевич,
      в этом, к сожалению, я не могу Вам помочь. Изображений всех солнцеголовых божеств Казахстана у меня нет.
      Несколько лет назад в Алматы вышел большой альбом «Петроглифы Казахстана» (или как-то похоже), в предисловии писалось, что это полное собрание петроглифов Казахстана, известных на тот момент. Возможно, в книжных магазинах Алматы или Астаны он ещё есть.

    • Александр Курепин пишет:

      Калтай, отзовись! Саша

      • Прманов Калтай пишет:

        Саша, как же с тобой связаться, если ты не оставил своего электронного почтового ящика и простой почтовый адрес? Вот мой электронный почтовый ящик:kprmanov@mail.ru. А это мой почтовый: 160 609, село Каракум Ордабасинского района, ЮКО, Казахстан.
        Пиши мне — отвечу!
        Саша, ты слышал: Толя Бронников ушел из жизни?
        Пиши- жду. Калтай Прманов

  5. Калтай Актаевич Прманов, учитель русского языка и литературы высшей категории пишет:

    Хотелось бы получить изображения солярных божеств Тамгалы да и всего Казахстана на специальной — отдельной — странице. Если это возможно, сделайте, пожалуйста, очень прошу!
    В ответ обещаю дать необычный материал о солнцеголовых, который потрясет всех, в том числе и ученых мира, занимавшихся петроглифами Казахстана.

  6. Курепин Александр пишет:

    Калтай Актаевич, отзовитесь!!!

  7. Ольга пишет:

    Очень интересно было прочесть!

  8. Прманов Калтай пишет:

    Мельникову Сергею.
    Большое спасибо Вам за ваши материалы по петроглифам!Они достаточно интересны и закончены, т.е. мне не нужны еще какие-то дополнения.
    Что ж, теперь буду готовить свой материал о солнцеголовых божествах, который поможет всем по-новому взглянуть на эти уникальные рисунки и тайну их создания.
    11 марта 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *