Работа со стрессом: биологическая обратная связь — технология будущего

Принцип биологической обратной связи

Как вы думаете, что изображено на фотографии?

Лаборатория кафедры психофизиологии

Если вы не специалист в области работы со стрессом (любители, которые живут в стрессе — не в счет), то, скорее всего, не угадали. Потому что это — лаборатория на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и здесь проводятся исследования работы головного мозга в самом, что ни на есть прикладном смысле — для того, чтобы потом помочь человеку, используя метод биологической обратной связи (сокращенно — БОС). Большинство  исследований здесь проводятся аппаратными методами и на  самых, что ни на есть новейших приборах. Меня сюда пригласили в качестве подопытной морской свинки, чтобы познакомить с методами и навороченной аппаратурой.

Для тех, кто забыл или не знает, кратко — о принципе биологической обратной связи.

Человек сидит перед компьютером, на экране которого отражается его пульс. Значение явно выше нормы. Задача человека – снизить его до нормального уровня. Через какое-то время человек снижает пульс до 60 ударов в минуту. Как у него это получается? С помощью биологической обратной связи.

Чтобы более точно отобразить смысл  этого понятия, приведу цитату Сергея Исайчева — доцента кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова: «Обратная связь – это один из базовых элементов формирования психики и поведения человека. Поясним на примере. Когда ребенок первый раз берет карандаш и учится писать, функциональная система, которая у взрослого человека обеспечивает эту деятельность, у ребенка еще не сформирована.  Это проявляется в том, что ребенок совершает массу лишних движений, он весь напряжен, буквы и знаки не похожи на те, что он пытается срисовать с оригинала, почерк корявый и т.п. Но постепенно, под воздействием обратных связей, в качестве которых используется информация  от мамы или учительницы: «Сядь спокойно, расслабься, возьми ручку тремя пальцами, пиши так-то и так-то…», формируется новая функциональная система. Постепенно эта система, связанная с реализацией навыков письма, принимает оптимальное состояние – оттормаживаются лишние звенья, какие-то мышечные  группы выключаются и работают только нужные, регулируется частота дыхания и сердечная ритмика, активируются соответствующие сенсорные и  мозговые структуры – т.е. ребенок учится писать. Когда мы применяем БОС-технологии для коррекции психологических и психосоматических нарушений, в принципе, мы делаем тоже самое, что и учитель. Только в качестве обратной связи человек получает информацию о неадекватных реакциях своей  патологичной функциональной системы на  ту или иную стимуляцию.  С учетом этой информации мозг строит  новую функциональную систему, работающую оптимально т.е. перестраивает себя сам, отбрасывая ненужные (часто патологичные) реакции и связи».

биологическая обратая связь

Лаборатория кафедры психофизиологии

Теперь о впечатлениях от посещения лаборатории: неожиданные. Психологов мы часто воспринимаем, как специалистов, с которыми можно поговорить, изложить им свои проблемы, а они быстро помогут найти их решение.

биологическая обратая связь

Здесь получилось не так.

Лаборатория кафедры психофизиологии

В этой лаборатории занимаются практической психофизиологией, то есть никаких задушевных разговоров (хотя немножко бы не помешало, на мой взгляд), главное – понять проблему, найти подход к ее решению, объяснить суть методики пациенту и дальше — работа пациента с самим собой, — и все очень конкретно,  с цифрами, графиками, таблицами.

Лаборатория кафедры психофизиологии

Контроль и изменение психоэмоционального состояния человека

Новейшие технологии, применяемые при работе, позволяют контролировать и целенаправленно менять существующее психоэмоциональное состояние человека на более комфортное, то есть такое, при котором снимается патологическое воздействие стрессоров.

Лаборатория кафедры психофизиологии

На основе параметров, получаемых с помощью приборов, использующих принцип биологической обратной связи, определяются расстройства, вызванные хроническим стрессом, например: головные боли, потеря внимания, тревожность, плохая память, быстрая утомляемость, бессонница и прочие. После чего определяются причины их возникновения — и можно работать над их устранением. Да, кстати, задача может быть поставлена и по-другому —  улучшить определенные профессиональные качества.

Лаборатория кафедры психофизиологии

Лаборатория кафедры психофизиологии

На меня надели датчики, которые измеряли несколько параметров — пульс, тонус сосудов, температуру. Включили спокойную расслабляющую музыку и слайд-шоу с фотографиями природы. Через неравные промежутки времени подавали раздражающие сигналы и смотрели за изменением этих параметров. На основе полученных данных определяли мое психофизиологическое состояние, т.е. насколько сильно я нахожусь (если нахожусь) в стрессовом состоянии.

Лаборатория кафедры психофизиологии

И дальше самое интересное: оказывается, можно научиться управлять своим состоянием — физиологическим и психологическим, не будучи йогом или сотрудником спецслужб. И это не так уж трудно. Для обучения используется методика нейробиоуправления, или, по-простому, нейрофитнеса. А, научившись, можно научить и других людей: детей, супругов, коллег, друзей… Тема стресса для всех актуальна, и чем дальше, тем сильнее.

Возникает вопрос: где и как учиться?

Программа профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

На факультете психологии МГУ разработана программа профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология», где как раз вот этому всему и обучают.

Процесс обучения выстроен следующим образом. Сначала теория, выжимка из базовых дисциплин: общая психология, психология индивидуальных различий, психодиагностика, психотерапия, психология стресса, методы коррекции стрессовых расстройств, аппаратные методы. Классика есть классика, и без нее — никак. Кроме того, по итогам этой программы  МГУ дает довольно серьезные корочки: диплом о госпереподготовке и о праве заниматься профессиональной деятельностью (что при наличии диплома о высшем образовании в любой сфере приравнивается ко второму высшему) — и, конечно, старается выпускать специалистов, которые умеют не только в кнопки пальцами тыкать.

Затем — практика: происходит знакомство с различными психофизиологическими методами регистрации физиологических показателей: как снимается энцефалограмма, кардиограмма, миограмма. От себя могу добавить, что после того, как вы научитесь правильно снимать и читать энцефалограмму, вам уже ничего в этой жизни не страшно. Но зачем это надо — ведь тут не курсы подготовки медсестер? А дело в том, что эти методы потом используются в работе с приборами биологической обратной связи и с детектором лжи (полиграфом). Слушатели вовсю экспериментируют друг на друге и на жертвах из числа знакомых и родственников, которых под каким-нибудь благовидным предлогом заманивают в лабораторию, и в процессе всего этого не только и не столько изучают сами приборы, сколько  интерпретируют полученные результаты. Дальше полученные знания используются: а) для диагностики и лечения стрессовых расстройств и б) для помощи в развитии конкретных профессиональных или личностных качеств.

Кто в основном приходит сюда учиться? Это:

  • специалисты-психологи, которые хотят повысить свою квалификацию и познакомиться с прикладными технологиями работы со стрессом;
  • люди, ведущие здоровый образ жизни и ищущие новые методы для профилактики возможных заболеваний, связанных со стрессом;
  • HR-специалисты, юристы, экономисты, финансисты, которые хотят подняться по карьерной лестнице или сменить сферу своей профессиональной деятельности.

Биологическая обратная связь — это технология будущего. Специалисты лаборатории уверяют, что уже совсем скоро естественным путем исчезнут все субъективные методы диагностики, а психологические технологии перейдут в область более объективного исследования проблем и методов развития человека. Что ж, практика — критерий истины. Кто хочет проверить  — идите учиться на факультет Психологии МГУ по программе «Практическая психофизиология«.

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

150 комментариев: Работа со стрессом: биологическая обратная связь — технология будущего

  1. Svetta пишет:

    Эх, знакомые все лица. Первая группа была в 2002 году. Интереснее учебы представить трудно! Преподаватели мастера и фанаты своего дела. Одно удовольствие так учиться!

    • admin пишет:

      А что тебе в учебе там больше всего понравилось?

      • Svetta пишет:

        Мне понравилось учиться. Там. И очень понравилось то, что было несколько направлений, вроде бы и параллельных, но и созвучных, необходимых друг другу. Можно было выбрать то, что ближе и узнать то, с чем бы вряд ли столкнулся где-то еще. А какие там люди учили и учились…ЭХ…

  2. Спасибо огромное за, наконец:)) нормальную статью, которую не прочитаешь по диагонали за 5 мин, а по вертикали за шесть:))
    Хочу поподробнее это сравнить с восточными практиками визуализации, самая «научная» из них это йога-нидра. Но, нужно время. Тема серьезная… Политическая, я бы сказал:))
    В связи с началом холодной войны важно правильно визуализировать образ врага…

  3. Евгений пишет:

    Статья понравилась! Как говориться, — лучше один раз увидеть…, но лучше почувствовать)

  4. forourmen пишет:

    Как говорил один уважаемый человек — Долой уныние! Интересные эксперименты, надеюсь это не простое прожигание бюджета и польза все таки будет.

    • admin пишет:

      Это наука. Кто-то считает вложение в нее прожиганием бюджета, а кто-то — развитием страны

  5. Valera пишет:

    Пришла пора переходить к современным технологиям, значит что-то меняется к лучшему. Это своевременно.

  6. Larisa пишет:

    Только непонятно, как это все будет внедряться в жизнь относительно обычных пациентов?! Задумка отличная, но скорее всего находится в степени разработки, и времени уйдет немало, пока рядовой пациент получит конкретную помощь…

    • Иннокентий пишет:

      В принципе — за деньги такую помощь уже можно было получить в индивидуальном порядке в последние, как минимум, лет 15, если не больше. Однако в отношении масштабной медицинской помощи — вы правы.

      • admin пишет:

        Лет 15 назад все это оборудование было гораздо проще чем то, что есть сейчас. И менее доступно. Хотя стоимость этих приборов очень даже впечатляет

  7. Незнакомка пишет:

    Люда, вообще то разговор по душам, это к психотерапвту, психологи немного другим занимаются. Психолог – это специалист, который, как правило, окончил психологический факультет в одном из гуманитарных ВУЗов. Таким образом, он имеет определенные теоретические знания в сфере психологии. Отмечу, что объем полученных знаний распространяется на довольно широкую область. В первую очередь, это социальная психология, общая, профессиональная направленность. Также, специалист имеет определенный опыт в проведении тренингов. Психотерапевтом является врач, который получил соответствующее образование в такой области, как психотерапия и психиатрия. То есть, врач является психиатром, и имеет право психиатрического диагноза.

    • admin пишет:

      На этих курсах психиатрии не учат, за год этому научиться невозможно. А вот разобраться с основными методами, принципами, направлениями — для этого надо иметь какую-то базу. А уж потом можно двигаться дальше

    • Елена пишет:

      В России уже, вроде, перестали путать психолога с психиатром. Но вот психолог и психотерапевт для многих — одно и то же (иной раз — и для самого специалиста). Тем паче, что специализацию по психотерапии чаще выбирают именно психологи, и не только медицинские. А в законодательстве на сей счет пока что ясности нет.

  8. Анна пишет:

    Хочешь что-то в своей жизни сделать хорошо, сделай сам. А как сделать — тебя научат. Правда, не бесплатно. Ой, буду уже проверенными и бесплатными методами снимать свой стресс.

    • admin пишет:

      Если помогают бесплатные ментоды, то почему бы и нет. Если только владеешь ими. А вот чтобы овладеть, нужно время. И, возможно, деньги

      • Наталья пишет:

        Людмила, в России половина стрессов снимается при помощи ста граммов и солёного огурца. Правда, потом часть стрессозависимых переходит в категорию алкоголиков и лечится уже там.

  9. Очень интересная практика! Управлять своим психическим состоянием на самом деле может даже нужно преподавать в школе. Тогда и войн будет меньше.

    • admin пишет:

      Думаю, и до школы дело дойдет. Все-таки, пока технологии слишком сложноваты для людей, не имеющих базы и опыта

  10. Иннокентий пишет:

    Да самое сложное — интерпретировать и обнаружить причину нарушения — опять нужны будут психотерапевты (одной БОС бывает недостаточно — хотя это бесспорно полезно — научиться восстанавливать свои показатели).

    • admin пишет:

      Скорее, не восстанавливать, а управлять ими. Но для начала можно научиться и просто восстанавливать

  11. Александр пишет:

    Для нерюхов — что такое стресс?

    • admin пишет:

      Это когда вам хочется на кого-то наброситься, а причины для этого вроде как нет. Но вы ее сразу находите

      • Александр пишет:

        Тут на кнопку лень лишний раз нажать, а кто-то бросается без причины. Нужно обязать психологов сообщать о таких в военкомат по месту жительства.

    • Евгений пишет:

      Стресс = напряжение, или усилие. Когда сурдопереводчик переводит речь президента, его пульс может достигать 200 ударов в минуту. Когда стресса много неизбежны сбои в организме. Интеллектуальный труд такой тяжелый)))

    • Елена пишет:

      Александр, а для блондинок — нерюхи, это кто такие? Второй день мучаюсь, пытаясь отгадать.

      • admin пишет:

        Помогу Александру, нерюхи — это люди, противоположные рюхам, т.е. те, кто способен все быстро и качественно отрюхать

        • Елена пишет:

          Очень понятное объяснение, спасибо!

          • Наталья пишет:

            Нет, нерюхи — это те, кто никогда и не во что не врюхивается, кому всё пофиг, кто наблюдает со стороны, за теми, кто врюхался. А рюхи — экспериментаторы, двигатели прогресса. Им всегда больше всех надо, вот они постоянно и врюхиваются по самое не могу!

            • Елена пишет:

              Мама дорогая, сколько новых слов… Наталья, спасибо! Теперь я знаю всё…

              ЗЫ. Глагол «врюхиваться» — просто нечто:). Завтра его на ком-нибудь апробирую.

              • Наталья пишет:

                Елена, вот так и рождаются новые языковые единицы — во время совместного обсуждения отдельных статей и комментариев к ним в блогах на просторах всемирной паутины.

  12. Алекс пишет:

    Примеряете на себя функцию Бога? Лучшее средство — это лопата и непаханное поле, мешки с зерном и ожидание урожая.

    • admin пишет:

      Далеко ехать за всем этим. Нужно что-то не такое экстремальное, и что б еще силы остались на следующий день до работы доползти

      • Алекс пишет:

        Уборка каждый день — приводит к дисциплине ума.

        • admin пишет:

          если сможешь заставить себя каждый день этим заниматься — приведет

          • Алекс пишет:

            В этом и суть — кто хочет, занимается собой.
            Кто не хочет — ищет волшебную кнопку, таблетку, аппаратуру, которая без его участия всё сделает.

            «А вы что, и конфеты есть за меня будете?..»
            м/ф «Вовка в Тридесятом царстве» , 14-я минута
            https://www.youtube.com/watch?v=-DcsMksINWM

            • Евгений пишет:

              Вы же пользуетесь телефоном, интернетом… И здесь человек может получить информацию о своем состоянии онлайн и при желании управлять

              • Алекс пишет:

                Человек без интернета и телефона может получить информацию о своём состоянии.
                К сожалению, эти практики не в чести.
                А интернет, телефон и GPS — приближают чипизацию населения.

          • admin пишет:

            А что делать тем, кто хочет, но не знает как? А ежедневная уборка в доме не помогает?

            • Алекс пишет:

              Найти Учителя.

              • admin пишет:

                И где ты предлагаешь его искать?

              • Алекс пишет:

                Это личное дело стремящегося.
                Кто ищет, тот обязательно находит.
                Главное знать то, чего сам хочешь. Это начало Пути.

              • admin пишет:

                МГУ подойдет для начала пути?

              • Алекс пишет:

                Увы, нет.
                МГУ — это совсем другое образование.

              • admin пишет:

                Тебе не угодишь…

              • Алекс пишет:

                Пётр искал и нашёл. и МГУ здесь ни при чём.))

              • admin пишет:

                Есть люди, которым МГУ для этого не требуется. Но их не так много

              • Алекс пишет:

                Таких, кто знает, что хочет и как этого достичь — я согласен, единицы.
                МГУ даёт шанс устроиться хорошо в обществе.

              • admin пишет:

                Не все ли равно, где ты отучился? Шанс зависит от самого человека, а не наоборот

              • Алекс пишет:

                Без учителя или наставника — шанс сводится практически к нулю. Самообучение, а сейчас это возможно, слишком растягивается во времени, потому что отсутствует вектор движения.

              • admin пишет:

                Если движение есть, то вектор всегда присутствует

              • Алекс пишет:

                Есть такое дело. Не важно, куда двигаться, главное двигаться и дойдёшь.
                Время. Его всегда не хватает.

        • Наталья пишет:

          А ежедневная уборка ума к чему приводит?

  13. Люблю различные эксперименты, особенно если они приносят пользу.

  14. Миша пишет:

    Я за науку, но не люблю всякие обследования, поликлиники, хотя приходится ходить. Вечером для снятия стресса употребил 50гр. Российского коньяка, но есть большие сомнения: а коньяк ли это зелье?

    • admin пишет:

      У вас сомнения появляются до употребления или уже после?

      • Миша пишет:

        До. Думаю, настоящий или что-то похожее на настоящий.

        • admin пишет:

          Согласитесь, что есть некая разница между «настоящий» коньяк и коньяк, «похожий на настоящий»

          • Алекс пишет:

            Не знаю, что вы пили. Хорошие армянские коньяки. Мягкие. Дагестанские пожёсче. Мне нравится Старый Кёнигсберг 4*. Старейшина сделан из испанских спиртов. Московский с шоколадной ноткой. Раньше был просто Три звёздочки — тоже хороший. А вы что пили?

            • Миша пишет:

              Как раз Старый Кенигсберг 4*. На вкус очень даже ничего. Но я ж не дегустатор и потребляю нечасто, вот и возникают сомнения: а соответствует ли действительности все то, что написано на этикетке?

              • Алекс пишет:

                Да, соответствует. Отличный коньяк.
                Попробуйте Otard или Курвуазье. Мягкие французкие коняки. Хенеси пожёсче VS или VSOP.
                Ксли сомневаетесь в качестве, езжайте к армянам Серпуховской вал дом 5. «Галерея градусов. Рекомендую — отличный выбор вина, виски, коньяк, сигары, трубочный табак, ресторан.))

  15. Александр пишет:

    Нет, пока не откажусь от мнения, что люди делятся на две части: первым психологи не нужны, вторым ничем не могут помочь (жизненный опыт). Может по мере внедрения новых технолоий …?

    • admin пишет:

      Вы думаете, что после внедрения новых технологий психологи сразу потребуются первым и помогут вторым?

      • Александр пишет:

        Теоретически возможен переход из второй группы в первую, но пока ни одного примера такого перехода с помощью новых технологий я не видел. Вот в красной армии от стресса «старыми технологиями» излечивали 99% и очень быстро. Правда все делали одно и то же и мыслили одинаково. А как технологии учтут особенности людей и их настроение? Надо ли вообще избавляться от стресса? Человечество существует сотни тысяч лет и не произойдёт ли катастрофы, если все вдруг освоят техники и станут «умненькими и благоразумненькими»?

        • Алекс пишет:

          Александр, а вы думаете, что за вас всё сделают технологии или психолог?
          Изменение психики — это большой личный труд. Психолог может лишь направить вас, и то, далеко не каждый.
          Всё зависит только от вашего желания.

  16. У Люды статья выглядит довольно внешним ее впечатлением о посещении лаборатории МГУ.
    Вот здесь, мне кажется, суть вопроса о БОС более понятна:
    http://www.mindmachine.ru/articles/boc.htm

    В восточных практиках эта тема проходит в так называемом понятии «awareness» (осознанность) и является краеугольным камнем большинства духовных учений.
    Там вместо приборов обратную связь дает так называемый просветленный Учитель.
    Мне было бы интересно увидеть материал, который бы показал как можно сравнить данные приборов и «данные», полученные от Учителя. Таким образом, оценив качество и глубину оценки приборов.

    В свое время шахматисты посмеивались над попытками создания сильной шахматной программы. И действительно многие годы шахматисты легко выигрывали у компьютера. Теперь же проигрывает и чемпион мира…

    Я не знаю на каком уровне находится программа БОС, но, но не сомневаюсь, что многим людям она может быть очень полезна. Я бы с радостью и большим интересом прошел тестирование.

    • admin пишет:

      Ответь мне на такой вопрос: а не боишься ли ты узнать свои реальные объективные показатели? То есть узнать не то, что ты сам о себе думаешь, а то, что есть на самом деле?

      • Я понимаю твой вопрос. Мне известно море случаев, когда умело выстроенные различные компенсационные защиты в психике человека категорически не позволяют чему-либо эти защиты разрушать. Потому, что часто это вопрос жизни и смерти. Но и психотерапия и духовные практики ставят своей целью избавление человека от слабостей, которые он вынужден защищать таким убогим образом.
        Так, что мне очень интересно проверить, что реально получилось, и я уже не боюсь.

    • Алекс пишет:

      Редкий случай, когда я согласен с Петром!
      Осознанность отвечает на многие вопросы.\
      Пройти тест фигня. Ехать лень.
      Пускай ко мне приезжают. Я их в бане пропарю, повышу осознанность с веником и без приборов))

      • admin пишет:

        Всегда найдутся причины, чтобы что-то не сделать, например, лень. Зато, как звучит — я готов, но мне лень. Приезжайте ко мне (ясное дело, приборы, компы и прочеее оборудование к тебе никто не потащит), я не боюсь этого!

        • Алекс пишет:

          К Каструбину на квартиру я ездил, однако свой прибор на мне он не стал опробировать.
          Что касается стрессов — меня они последнее время редко посещают. Поэтому тестировать прибор смысла особого нет. Гораздо интереснее тестирование пищеварения без эндоскопа с лампочкой. Здесь бы я точно посетил бы учреждение МГУ))

  17. Ирэна пишет:

    Как маме мальчика-подростка, который еще только самоопределяется с профориентацией, мне всегда было интересно, какими были эти люди в детстве? Хорошо ли учились в школе, читали ли необычные книжки вместо сказок, о чем разговаривали со взрослыми и т.д? ))))

    • admin пишет:

      Особенно интересно понять, в какой момент произошел перелом у многих из них, и что этому предшествовало

  18. Алексей пишет:

    Информация, конечно, заставляет взглянуть на мир взаимоотношений не с уровня сложившихся стереотипов, а с уровня приборного моделироваания этих самых взаимоотношений. Идёт в моём понимании наступление учёных на соответствие морали праву или наоборот.

    • admin пишет:

      Многие ученые, сделавшие свои великие открытия, даже предположить не могли, как будут пользоваться их изобретениями. Так что все проблемы валить на ученых — не совсем верный подход

  19. Светлана пишет:

    Я бы тоже хотела попробовать с датчиками посидеть — посмотреть, в какой я стадии растрепанных нервов и поучиться ими управлять. Было бы здорово.

  20. hichhog пишет:

    Очень интересная и поучительная научная статья появилась на данном ресурсе, даже и не подозревал что проблему в нашей повседневной жизни можно обосновать научным фактом и получить все необходимые рекомендации и пути решения этой проблемы!

    • admin пишет:

      Да, радует, что к проблеме стресса подошли с научной точки зрения, и теперь предлагают лечить не следствие, а причину заболеваний

  21. Алекс пишет:

    Из Википедии:
    «Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).
    Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.»

  22. Алекс пишет:

    «СТРЕСС (в психологии)
    (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.»
    http://psychology.academic.ru/7134/%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A1_%28%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%29

  23. Алекс пишет:

    «Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.»
    http://www.ayzdorov.ru/ttermini_stress.php

  24. Алекс пишет:

    «Что же относят к психологическим стрессовым раздражителям?

    Различные мелкие бытовые неурядицы, ссоры на работе, хамство, попадание в пробку.
    Стресс от постоянных конфликтов, скандалов с близкими людьми.
    Неприятное общение, травля со стороны коллектива, обиды на друзей, родственников.
    Проблемы на работе, безработица, монотонная, скучная деятельность, денежные проблемы.
    Завышенные ожидания, желание несбыточных вещей, невозможность их получения.
    Развод, смерть супруга, поступление в учебное заведение, экзамены и многое другое.
    Психологическое напряжение оказывает на человека разрушительное воздействие, подрывается его здоровье, ухудшается самооценка и общее эмоциональное состояние. Эмоциональное давление, связанное со стрессом, в психологической науке носит название неудовлетворение социальных нужд.»
    http://udietologa.ru/stress/stress-eto-v-pihologii/

  25. Алекс пишет:

    То есть исходя из определений:
    1.Неудовлетворение социальных нужд.
    2.Страх не справиться с неизвестной ситуацией, то есть недостаток информации.

    К этому вопрос — зачем столько денег тратить на дорогостоящие приборы и разработку умных приложений.))

  26. Алекс пишет:

    Зачем?

  27. Евгений пишет:

    К нам приходил йог с 20 летним стажем. Полиграф не обманул, попыхтел, записали его ритмы ничего особенного… С прибором вы видите в онлайне свое состояние и быстрее обучаетесь саморегуляции, чем в слепую повторяя за гуру

    • Алекс пишет:

      Есть разница. Гуру знает — куда он вас ведёт.
      А вот какие параметры заложены в прибор и с какой целью — вот вопрос, чему он учит.
      А гуру — вы выбираете сами по тем достижениям, которых он достиг под управлением другого гуру.
      Сами вы врядли знаете куда вам идти…

      • admin пишет:

        А знаешь ли ты, куда ведет тебя гуру?

      • Евгений пишет:

        Прибор дает информацию о состоянии, чтобы человека делал выводы о причинах их появления. Прибор показывает направление движения параметров в спокойную зону. А гуру видит интуитивно опираясь на свой жизненный опыт.

        • Алекс пишет:

          Саентологи давно придумали агрегат, который показывает разрежение параметра. Называется О-метр, смахивает на простой измеритель сопротивления. Дёшево и сердито. Правда одновременно проводится одитинг, типа Гештальта.
          Ваш прибор, походу, имитирует одитинг в дианетике.
          В йоге есть комплекс дыхательных упражнений «Сударшн крия», позволяющий движение всех, абсолютно всех параметров в спокойную зону.
          Достаточно регулярно 1 раз в неделю подышать.
          Цена вопроса — резиновый коврик, чтобы попа удобней сидела и дисциплина регулярного выполнения упражнения.

          • Евгений пишет:

            Саентологи — секта. Их прибор — примитивный полиграф, только с одним каналом кожногальванической реакции, обнаруженной в начале 20 века.

          • Евгений пишет:

            Как вы это можете подтвердить?
            Это синусовый ритм, сдесь нет чудес. У нас клиенты вилят это в онлайне и еще кучу показателей

  28. Алекс пишет:

    Другой вариант — например спортивная подготовка.
    Тренер (гуру) ставит технику упражнения. Только многократное повторение под контролем тренера может привести овладению техникой. Плюс физические нагрузки, необходимые для выполнения упражнений.
    И где здесь МГУ с тяжеленными приборами.
    Да, раньше и ЭВМ занимала комнаты, однако, через 50 лет, умещается в смартфоне))

  29. Евгений пишет:

    Тренер работает интуитивно, как и гуру.

    Мы показываем спортсмену его состояние, его максимальную производительность — peak of performance. Можем обучить засыпать и не реагировать на стресс, повышаем стрессоустойчивость.

    Приборы размером с пачку сигарет и они переносные.

    • Алекс пишет:

      Вспоминается фильм Рокки 4 и Иван Драго (Лундгрен), который, как раз тренировался на максимальную производительность.
      Да, я помню также и бои Карпова и Каспарова с компьютером.
      Однако компьтер не обладает именно интуицией, которая «города берёт».
      Тренер работает на физическом уровне с интуицией. Гуру рабоотает также на ментале, астрале и других уровнях (зависит от квалификации) и помогает развивать эти способности у своих учеников.
      Я не против ваших технологий. Мне непонятно почему вы говорите, что вы «круче» тренера и гуру?
      Если это реклама — объявите расценки, перечислите кому и сколько раз помогли, покажите письма благодарностей. Жаль, только психология в нашей стране, по сравнению с США, не встроена в социум (общество). Поэтому «плач в жилетку» — главная помощь и движение параметров в спокойную зону. Да, ещё и «стакан» забывать не следует))

      • admin пишет:

        И много ты знаешь людей, готовых вот так в интернете рассказать о своих проблемах? Да еще и имя свое назвать, чтобы кто-то мог проверить, не врет ли он? А потом еще и подтвердить, если кто-то захочет что-то уточнить?

        • Алекс пишет:

          У меня, например, нога ещё болит, после футбола.
          Вот видишь — я выкладываю в интернет свою проблему. А теперь — дайте мне обратную связь по движению параметра в спокойную зону.

          А ещё у меня утренняя сонливость))

          • Svetta пишет:

            Алекс, это вы от сонливости такой агрессивный? Или нога болит? Пожалеть вас? У кошечки боли, у собачки боли…

            Смешно спорить о прописных истинах: Кому нравится попадья, а кому что-то другое. Я вроде бы не слышала от Евгения или Люды, что они называли БОС панацеей от всех бед и отменяли гуру и тренеров. Вроде как у нас свобода выбора, каждому свое. И это своё может меняться вместе с нами.

            Мой вам глупый совет, сходите на кафедру в МГУ, там всем рады и очень приятная атмосфера, получите новый опыт. Посмотрите, потрогаете. И спорить будет приятнее с вами)
            А то ведь получается, как с одной моей подругой, я этот фильм не смотрела, смотреть не собираюсь, но как они могли и какой ужас???

            • Алекс пишет:

              Увы и Ах, сказала Света,
              Беду нашла в моих мозгах,
              «Советом глупым» поделилась —
              Пойти мне в МГУ, на долгие года.

              Образованьем, правда не обижен —
              Ходил в МИФИ, есть и психолога диплом,
              Диплом, не представляешь, — массажиста,
              Ну, понимаешь — три в одном.

              Однако, написав проблемы,
              Вопрос к специалистам БОС,
              Я связь обратную хотел увидеть,
              А получил немой вопрос:

              Уж не дурак ли я?
              Пора мне в МГУ собраться,
              И сетку, вместо шапки нацепить,
              На руки электроды, как на стуле смерти,
              Чем МГУ меня ещё сумеет удивить?

              Да, а теперь про фильм —
              Смотрю, и книги я читаю,
              И сериалы про ментов.
              Быть может в «детство» я впадаю,
              «Где каждый день кино».

              • Svetta пишет:

                Спасибо большое, Алекс. Сто лет мне, старушке, стихов не писали! Длинных и содержательных.
                А про мой совет, так я ведь с чистым сердцем. Мы все много учимся. И лишнего никогда не бывает. И про образование ваше я знаю) Куда мне до него.
                А на кафедру зайдите, если будет минутка. Я бы и сама с удовольствием составила вам компанию. Давно не была.

              • admin пишет:

                Алекс, приходи, тебя от всего вылечат, тем более, тебе такую компанию предлагают

              • Алекс пишет:

                Лет 15 назад — я возможно бы и сходил.
                Интерес был. С тех пор много воды утекло.
                Много интересных людей видел.
                Рассказов наслушался, аж уши греть устал.
                Тут даже с известным в интернете сквиреллом саентологии по телефону общался, расстроился слегка, ненадолго)) Целостности нет — в эфире один, в жизни другой. Обидно за дианетику.

                Теперь про БОС — ходил я в Институт традиционной медицины. Был такой на Бульварном кольце, потом его куда то ближе к МКАД отправили.
                И электроды на руки и на голову и программы в ЭВМ, потом гомеопатию шарики глотать. Прикольно.
                Потом ещё какой то хитроумный гомеопат от кашля лечил (помогло), по большому блату. Вопросник был страницы на три.
                Однако посетив курсы по психологии, одновременно занимаясь йогой, я понял — никакие приборы мне помочь не смогут, поскольку развивать надо себя. Преподы друг к другу ходили за помощью весь год.
                Был у меня друг, и не один, который мог просмотреть внутренним взглядом внутренние органы и рассказать — что и как, был ещё один, который просто делился энергией. Потом, правда ломка была, когда он пропал — сильная слабость, года на два)).
                Понимаешь — всё испытывать надо на себе. Правда без осознанности не обойтись (самоконтроль нужен).
                К примеру — высокое давление, такое как 170/120 — сильно на мозги действует — помимо сонливости, за рулём можно просто отключиться на пару секунд и куда то въехать. Весело было.

                Обратная связь — это осознанность. Безсознательность — отсутствие оной.
                И пр бор здесь не поможет))

              • Svetta пишет:

                Да… И я проходила это все …Экстрасенсы, видящие, гомеопаты, психология, гипноз. Всё надо попробовать. И выбрать, что подходит именно для тебя. И не факт, что завтра это все не изменится. И это — здорово, на мой взгляд. Я люблю узнавать новое. И учиться. И возраст не мешает, как раз больше осознанности появилось. Выбираешь более строго на что время тратить.

              • Алекс пишет:

                Я перестал искать. Во мне всё есть. Замечательная формула Анализ-синтез.
                Алчность, гордыня — медитация на эти понятия многое даёт и открывает.
                Есть нечего (отсутствие микроэлементов и ферментов), моду диктует общество затеняя национальную удобную одежду.
                Вопрос — кто я? приводит к интересу в истории, которой, по сути нет.
                Общение с людьми, казалось умными и грамотными, приводит к мысли, что большинство — биоавтоматы, не имеющие собственного мнения и собственных мыслей, да и выразить свою мысль, как правило мало, кто желает.
                «Береги врага своего» — не будет врага, не будет интересного противника, который стоит тебя. Игра потеряет смысл.
                Однако не всё так плохо))

              • Svetta пишет:

                Вот ведь… А у меня врагов нет… И спорить не люблю. Или от недостатка ума, или от самодостаточности… Надеюсь на второе)
                А вот учиться мне все еще интересно. Хотя согласна с вами — в нас все есть — информация и ответы на все вопросы.

      • Евгений пишет:

        Никто не говорил кто круче.
        Тренер же применяет секундомер для объектимной оценки эфективности тренировок по бегу. Приборы с биологической обратной связью это такойже инстумент. Его давно применяют на западе для тренировок. Замете не только для коррекция нарушений вызваных стрессом, но и для развития нужных качеств.

        • Алекс пишет:

          Тренер ставит физическую нагрузку и технику бега. Секундомер — это цель занятия, способность усвоить информацию по применению техники бега и достаточности физической нагрузки.

  30. Алекс пишет:

    А вот со стрессами — сложнее.
    Просто поменял к ситуациям отношение — как на курсах учили.
    Нет их теперь у меня.
    Может мне снова начать стрессировать, а то я себя каким то неполноценным стал с вами чувствовать))

    • Евгений пишет:

      Напряжение у Вас меняется даже когда вы читаете коментарии) это естественные процессы, Вам от них не уйти. Просто когда напряжение длительное это приводит к сбоям в организме

      • Алекс пишет:

        ДА, так оно и есть. Напряжение сначала проявляется на ментальном уровне.
        Есть такая писательница — Бурбо Лиз.
        У неё показано следствие психики на телесные болезни.

        Я удивился, что в статье ни одного слова о Хаббарде не прозвучало — психический заряд — это его тема, уже как 66 лет?!

  31. Алекс пишет:

    Вот ещё задачка для БОС:
    рост 194
    вес 150
    размер ступни 48.
    Где взять приличную одежду? ))

    • Svetta пишет:

      Решили подавить мою волю, Алекс?
      Рост 156, ступня 35. Вес умолчу, дабы усложнить задачу.
      Мне тоже непросто. Дома придётся сидеть?

      • Алекс пишет:

        Моё альтер эго!!
        Это простые задачки.
        Мне проще, я не девушка, хотя красивую удобную обувь я люблю))

        • Svetta пишет:

          Вот-вот, и я обувь особенно люблю. И как мне в моём возрасте покупать её в детском мире? Меня это не удовлетворяет)))

          • Алекс пишет:

            Размер не такая проблема, как подагра.
            У моей бабушки было два чемодана прекрасной обуви, а носить её она не могла.

            • Svetta пишет:

              Тут и спорить не буду. Да и хватает, конечно, у меня ботиночек, носить не успеваю. Вот и получается, что живем мы в хорошее время и находимся в хорошем состоянии. Это радует!

    • Евгений пишет:

      Почему для БОС. Это вам в парикмахерскую)

  32. Жанна пишет:

    Очень интересное, перспективное направление в науке. Я представляю, как захватывает такое обучение!
    Но думается (если говорить о широком применение этого способа), то не каждому подойдет такое лечение. Детям, например, так не поможешь, больным с психическими растройствами и тд.
    А вцелом — очень даже рабочий метод!

    • Евгений пишет:

      Смотря какое нарушение у детей. Например непослушные дети, которым ставят диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности 10% популяции (цифра увеличивается в связи с увеличением информационной нагрузки) с ними не знают, что делать учителя и психологи. Пару таких детей в группе и все остальные начинают отставать. Проблема таких детей это низкая способность удерживать внимание, концентрироваться на какой-либо работе. Вырастают импульсивными агрессивными людьми пополняя ряды наркоманов и лиц с девиантным поведением, криминал. Коррекция с БОС тоже длительная трудоемкая и дорогая. Часто встречаются в неблагополучных семьях.

  33. Вячеслав пишет:

    Дело полезное. Было бы интересно опробовать это на себе — работает ли оно. Ну а вообще, чтобы не приходилось снимать стресс нужно прежде сего его на себя не надевать 🙂

    • Евгений пишет:

      Приходите если не боитесь) Звоните 89037498921 Евгений, назначим время проверите свою стрессоустойчивость. Больно не будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *