Виски, блины, котлеты и гонка под парусом!

Автор — Матвеева Елена

Матвеева ЕленаУ меня есть такое особое ощущение, которое я называю «быть в море». Для меня это значит чувствовать ветер и щуриться от его порывов, смотреть вдаль и не видеть берега, быть в гармонии с волнующимся морем и покачиваться в такт. Состояние какой-то бесконечной свободы и открытости миру.

Жаль, что эти чувства удается переживать довольно редко. Целый год я ждала и искала возможность снова оказаться в море. И мне повезло! Меня пригласили поучаствовать в любительской регате «Пеликан». У меня есть небольшой парусный опыт, однако раньше я участвовала всего лишь в нескольких гонках на подмосковном Пироговском водохранилище.
В этой поездке я получила эстетическое удовольствие от происходящего вокруг, посмотрела на настоящее парусное соревнование в море. Мое участие в гонках было весьма незначительным, поэтому я сконцентрировалась на красоте и фотоаппарате. Чем и хочу с вами поделиться.
Регата проходила в Хорватии в районе Далмация.
cхема маршрута
г.Биоград на мору – остров Жут – г.Сали – нац.парк Телащица – остров Пешкера – г.Шибеник – г.Муртер – г.Биоград на мору

Общий сбор участников состоялся в городе Биоград-на-мору. Там же находилась домашняя марина, в которой стояли яхты, на которых нам предстояло путешествие. Все яхты были одинаковые по своим характеристикам – Elan 350.

Elan 350

В ресторанчике у моря была произведена жеребьевка яхт по экипажам. Нам досталась яхта под названием «Papa».

PAPA

Команда из Владивостока вытянула билетик с яхтой «Whisky». Потом на маршруте было очень смешно слышать в перекличке радиоэфира, как сын шкипера этой яхты звонко всем сообщал: «Виски принял!», — подтверждая принятую информацию.

Whiskey

Наконец все приготовления — прием лодок, проверка парусов и такелажа, закупка провианта — осталась позади, и мы вышли в море. Погода была грустная, шел мелкий дождик, ветра практически не было, но путешествие только начиналось, и настроение, несмотря на погоду, было приподнятое!

Парусная регата в Хорватии

Практически перед заходом в бухту поставили паруса и потренировались в управлении яхтой. В бухте острова Жут, который, конечно, все называли Жутью, нас ждал очень приятный ресторан с горячей едой и душевной атмосферой.

Утром следующего дня было очень ветрено. Наш кэп сказал, что это местная климатическая особенность. Воздух, задерживается между горами до какого-то предела, а затем, перевалив через вершину, обрушивается очень сильным порывистым ветром.
Воспользовавшись свободным временем, я решила залезть на горку, осмотреться вокруг. Вид сверху был просто завораживающий. Повсюду виднелись холмики желтых островков и лента странно-гладкого моря, как будто зализываемого порывами ветра.

Время выхода постоянно переносили из-за погоды. Мы спокойно готовили обед, как неожиданно пришел кэп и сообщил, что обед отменяется, все уже на воде! Мы одни тут в бухте суп наворачиваем! Ребята все бросили и пошли помогать отшвартовываться и ставить паруса.
Ветер был свежий, в лавировку мы шли со скоростью 6-7 узлов. Ветер периодически хорошо прикладывал яхту к воде, поэтому мы шли с большим креном. Экипаж на ходу учился подстраиваться друг к другу, стараясь выполнить маневр слажено и быстро. Если все удавалось, кэп награждал команду признаниями в своей невероятной любви, если что-то шло не так, и мы теряли скорость, кэп говорил примерно то же самое только в других всем известных емких выражениях. В общем, было весело!
К вечеру мы пришли в городок Сали. Знаете, в Хорватии есть такие городки, которые расположены вдоль бухты и состоят они из ярусов разноцветных маленьких домиков. Это очень нарядно и как-то празднично.

Парусная регата в Хорватии

Пришвартовав яхты, мы отправились в ресторан, где на общий ужин подали местное блюдо — пека.

После ресторана мы устроили импровизированные посиделки на яхте с песнями, гитарой и гостями. В такие моменты так душевно и комфортно, что хочется, чтоб этот момент душевного единения не кончался вообще.
Утро было солнечным и очень свежим. Мне, наконец, удалось сделать зарядку на воздухе. На завтрак кэп испек блины и пригласил экипаж яхты «Papa» по рации на завтрак на судейское судно, где он эти блины приготовил. Конечно, другие экипажи нам завидовали, но что поделаешь!

После завтрака главный судья регаты провел семинар по тонкостям работы с парусами. Надо заметить, что эти семинары, а также рекомендации, которые давались во время гонки, были изюминкой этой регаты и очень помогли участникам соревнований. И хоть нашему экипажу практически не давали подсказок, так как наш шкипер был очень опытный, мы подслушивали, что говорят другим экипажам, и принимали советы в расчет.

Парусная регата в Хорватии

В этот денек была прекрасная солнечная погода, слабый ветер. В заливе рядом с Сали были организованы учебные старты, где мне даже удалось чуток порулить. Потом провели несколько гонок на короткой дистанции. Возможно, поскольку погода была слишком тихая, а может быть, просто настроение у всех было боевое, но во время учебных стартов несколько яхт не смогли во время разойтись и чуть-чуть пострадали.

По маршруту следующей остановкой был национальный парк Телащица. После перехода и гонок все были уставшие и голодные. Отдохнув и перекусив, мы пошли гулять по парку. На острове все очень цивильно, мощеные дорожки, указатели, кафешка, таблички о том, что на острове живут ослики и растут орхидеи. Мы, конечно, посмеялись, что вокруг ни осликов, ни орхидей, одни таблички и пошли по указателю к соленому озеру.

Озеро очаровывает своим спокойствием и какой-то незыблемостью. Мы постояли чуть-чуть на камушках, торчащих из воды, прониклись атмосферой гармонии и красоты и поспешили исследовать остров дальше.
Другая тропинка привела нас к месту, откуда открывался потрясающий вид на отвесную скалу с противоположной от бухты стороны острова. На закате крутые склоны скалы, расчерченные множеством уступчиков, казались просто золотыми и прекрасно дополнялись сочной зеленью сосен, растущих на плато на вершине скалы. Выглядело это очень впечатляюще.

Парусная регата в Хорватии

В этот момент у меня включился внутренний моторчик исследователя, один из самых сильных моих мотиваторов. Мне очень интересно узнать, что можно увидеть еще? Я потащила ребят сквозь кусты по еле заметной тропке дальше вверх, фактически по краю скалы. Мы нашли еще несколько выходов на открытые площадки, где можно было полюбоваться красивым пейзажем ярко-чернильного моря, разбивающего свои волны об отвесную скалу, и насладиться холодком страха от того, что находишься буквально на краю пропасти! Мне очень хотелось продолжить подъем и погулять по лесу еще, но солнышко уже садилось, скоро могло стать совсем темно, к тому же мы все изрядно проголодались. Поэтому спустились обратно в бухту и вернулись на яхту.
Утро следующего дня было просто звенящим! Теплые лучики солнца, свежий утренний воздух, спокойная гладь соленого озера, дыхательные практики йоги — все вокруг создавало внутреннее чувство гармонии и счастья. Хотелось, чтобы каждое мое утро было именно таким.
После очередного семинара по тонкостям управления яхтой, мы быстро собрались и вышли на воду. Денек был просто чудесный. Был хороший ветер, солнечно. Сначала было несколько коротких гонок, а затем была гонка по маршруту нашего пути. Мы стартовали восьмыми, что не очень хорошо. Во многих случаях гонку выигрывает яхта, которая первой пересекла линию старта и смогла удержать лидерство. На наше счастье баковый матрос ошиблась при постановке генакера (это большой передний парус, который ставится на попутных курсах) и парус поднялся не к самой верхушке мачты, а на некотором расстоянии от топа. За счет этого наш парус стал более пузатым и на этом ветре отработал гораздо лучше. Мы проезжали мимо других экипажей, идущих тем же курсом при том же ветре, и им оставалось только удивляться, как же нам удается ехать быстрей?!
Флотилия растянулась по воде, украшая акваторию яркими пятнами разноцветных генакеров.

Парусная регата в Хорватии

После финиша гонки пришли в бухту острова Пешкера.

Вечером был шикарный праздник, когда практически все участники собрались на судейском судне, а наш кэп, по совместительству организатор этой регаты, приготовил для всех участников капитанские котлеты. Было больше 160 котлет! После нескольких гонок и целого дня на воде все были очень голодными. Котлеты разлетелись стремительно!
Следующим этапом был переход к городу Шибеник. По дороге было несколько гонок. Ветер был довольно свежий, яхты шли довольно близко друг к другу, что позволило хорошо их сфотографировать.

Была бы моя воля, я бы вообще в города не заходила, шла бы от острова к острову, наслаждаясь маленькими уютными бухтами и природой. Однако, по маршруту природные парки закончились, мы возвращались к цивилизации.
В Шибенике мы прогулялись по части старого города.

Пытались попасть в крепость на вершине холма, на котором расположен город, обошли всю крепостную стену по периметру, но так и не нашли, где же находится сам вход. В общем, времени у нас было совсем немного, поэтому мы сдались и решили посмотреть, что удастся. Больше всего из этой экскурсии мне понравился маленький садик при монастыре. Какие же там растут розы!

Поблуждав по улочкам Шибеника,

мы решили спуститься к морю и по набережной вернуться к причалу, где нас высадило водное такси. Мы шли вниз и вдруг оказались в тупике. Как-то совсем не хотелось подниматься назад в горку, чтобы искать другую дорогу. На наше счастье на эту улочку выглянула местная женщина. Увидев наше замешательство, она любезно пригласила нас пройти к морю через ее участок. Это было так неожиданно, так приятно и так по-доброму, что мне хочется сохранить в памяти этот случайный визит.
Вдоль всей набережной были пришвартованы лодочки.

Парусная регата в Хорватии

Последняя наша стоянка была в марине города Муртер. Ребята из нашего экипажа бегали в город, посмотреть достопримечательности, купить сувениры. Я осталась в марине на яхте.
Утром наступило 9 мая. Все экипажи принарядились, включили праздничную музыку, и устроили парад, построившись шеренгой в кильватерную струю.

Гонки в этот день провели практически рядом с мариной Биограда, откуда мы начинали наше путешествие. Ветер был очень свежий, порывистый. Судейское судно дало распоряжение сократить площадь парусов, взяв первую полку рифов, и запретило ставить генакер. Была напряженная гонка, много острых моментов, экипажи шли ноздря в ноздрю.

Парусная регата в Хорватии

На этом соревнования завершились. В общей сложности было проведено 13 гонок. Для любительской регаты это довольно много. Наше путешествие по Хорватии тоже подошло к концу. Мы вернулись в порт. Была вечеринка закрытия, награждение победителей и небесные фонарики. Потом полуночные посиделки на судейском катамаране, песни под гитару при свечах и это щемящее чувство, когда не хочется расставаться. Надеюсь, впереди новые встречи и новые путешествия!