Заблудившиеся в Лихтенштейне или Страна на склоне горы — неожиданная или вынужденная зарисовка

Варёнов ВячеславАвтор — Вячеслав Варёнов

В детстве я очень любил путешествовать… по географическим картам. Благо, в доме их было много. Раскладывал их на полу (на столе не помещались) и легко перебирался, не вставая с колен, из одного полушария Земли в другое. Этим я мог заниматься часами, рассматривая названия городов, пустынь, морей, проливов и заливов, изгибы рек, конфигурации озер и горных массивов. Помимо воли они сами, автоматически запоминались. Да так, что названия большинства их помню до сих пор.

Но больше всего меня интересовали страны. Особенно маленькие европейские. Не знаю, как сейчас, но тогда их называли карликовыми государствами. Самым крупным из этих «карликов» был Люксембург, а самым маленьким — Ватикан. Я смотрел на них и не мог понять, как может существовать такое маленькое государство. Ведь площадь Ватикана, например, всего 0,44 квадратного километра (пишу по памяти, так что если не прав — извините, значит, память начала подводить). И мне было жалко живущих в них людей, которые виделись мне очень бедными. Не в плане материального богатства, нет. Просто они казались мне ущемленными. Ну как можно жить на нескольких километрах?! Ну да, наверно, можно выбраться за границу, но для этого надо визу получить, потом суровый пограничный и таможенный контроль проходить… Ну, сходишь так пару раз, а потом надоест из-за всех этих мучений. Там ведь даже в футбол нельзя как следует поиграть: ударил по мячу от всей души — а он и вылетел за границу! Всё, отыгрались — международный конфликт.

Невдомек было мне, выросшему за железным занавесом, что по Европе народ перемещается свободно, не испрашивая ни у кого виз и прочих разрешений.

Лихтенштейн

Но мне всегда хотелось в этих маленьких странах побывать. И как только в 1993-м разрешили свободный выезд, я отправился в свое первое путешествие по Европе.

В ту поездку я посетил маленькую европейскую страну, но ее к карликовым не относят — Нидерланды. А потом пошел по ниспадающей: в следующую «осчастливил» своим присутствием, пусть и кратковременным, Бельгию и — сбылась мечта детства! — Люксембург, который является самым большим из карликовых государств Европы. Ну, прямо как советский микрокалькулятор — самый большой микрокалькулятор в мире (гуляла в 80-х годах такая шутка). И только в 1995-м докатился наконец до Лихтенштейна…

Лихтенштейн

Дело было так. Захотелось мне очень побывать в Швейцарии. Тогда уже по всему, считай, бывшему соцлагерю шла война одних малых наций с другими, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. А Швейцарию уникальна тем, что живут в ней в полном согласии народы четырех национальностей. Живут дружно, уважают друг друга так, что даже в пивных не ссорятся. Вот и хотелось посмотреть на это райское местечко собственными глазами, пропустить с местными пару пива — авось не побьют. Ну, и природу, конечно, горную хотелось увидеть, сравнить ее с нашей крымской и кавказской. Но страна эта дорогая, а с финансами тогда было… Впрочем, как и сейчас. Поэтому возникла мысль прилететь в Альпы самолетом, купить там машину, пригнать ее сюда и продать — окупив таким образом поездку. Заодно по дороге посмотреть Германию, Чехию, Польшу… Ну, или что там окажется на пути. Одному ехать не хотелось — скучно, да и стрёмно как-то было по тем временам. Но компаньон нашелся быстро: один знакомый, Илья, с которым мы в прошлом году в Австрию ездили. Он хотел купить себе «Ниву» в экспортном исполнении, которые в Швейцарии очень популярны у тамошних горцев, или какую-нибудь из «Самар». Ну, а я настроился только на иномарку.

Сунулись, было, в турагентство, но там выкатили такой ценник, что никакая бы продажа машины не окупила поездку. Тогда всё решили делать самостоятельно. В швейцарской газете Automobile Review, которую регулярно получала редакция «Авторерю», где я тогда работал, нашел несколько рекламных модулей фирм, торгующих подержанными автомобилями. Начал их обзванивать, объясняя, что мы с приятелем хотим приехать к ним посмотреть машины с целью приобретения, и спрашивал, не могут ли они сделать нам приглашение, чтобы мы могли получить визу в посольстве Швейцарии. Первые две отказали, а третья согласилась. Прислали на следующий день приглашение, с которым мы пошли в посольство, и уже через день у нас на руках были паспорта со свежими швейцарскими визами. Тем самым была развенчана ложная установка, что швейцарцы очень неохотно выдают визы.

Шенгенское соглашение тогда еще не действовало, поэтому затем надо было получить еще транзитную визу — германскую, австрийскую или итальянскую — в зависимости от того, каким маршрутом собираемся ехать назад. Но делать этого очень не хотелось, поскольку получить, например, германскую визу в то время был тот еще геморрой. Но я знал, что транзитную визу могут выдать в стране пребывания, так делали некоторые мои знакомые. И потому мы решили лететь в страну Гельвецию (самоназвание Швейцарии) без «транзиток». Это попахивало авантюрой, но тогда мы были молодыми, во многом нигилистами (после развала нашей великой страны), и некоторые части тела вовсю желали приключений.

В общем, купили билеты до Цюриха и полетели в Альпы.

В этом самом крупном городе на севере Швейцарии мы первым дело пошли в ту фирму, которая сделала нам приглашение: поблагодарить (бутылочкой водки, разумеется) и посмотреть ее ассортимент. Но оказалось, что хозяин Питер, с которым я разговаривал по телефону и который делал нам приглашение, призван на военные сборы, а выставленные у них на продажу машины были довольно новыми и, следовательно, дорогими. Мы немного расстроились, стеклянную благодарность попросили передать Питеру, когда дембельнется, и пошли по другим гаражам. Без проблем я нашел себе машину — замечательную Audi 90 на «автомате». И уже на ней поехали в сторону Женевы, где в то время начинался знаменитый Женевский международный автосалон — единственный из автомобильных выставок такого рода, который проходит ежегодно. По пути мы должны были заехать в деревеньку в горах, где находится главный импортер вазовской продукции в Швейцарии. Нашли ее не без труда, но — нашли: прямо над пропастью. Выставленные там прямо по трейд-ину (тогда такого слова в России еще не знали) над обрывом «Нивы» оказались очень дорогими, и мы поехали по соседним гаражам поискать чего-то подешевле. В общем, нашел Илья «восьмерку». На ней и решили ехать в Женеву, оставив мою «Ауди» на одной из городских бесплатных парковок. Почему на ней, а не на «Ауди»? Потому что были некоторые подозрения относительно работы вазовской подвески, которые и должны были разрешиться за время этого не очень длинного вояжа.

Но поездка в Женеву, помимо посещения автосалона, имела и еще одну цель: нам нужно было получить транзитные визы. Поэтому как только прибыли в Женеву и аккредитовались на автосалоне (получив даже право на бесплатную парковку в выставочном комплексе Palexpo!), сразу же узнали адрес германского консульства.

На следующий день прямо с утра — туда. Народу, благо, мало. Заполняем анкеты сдаем документы… И хорошо, я спросил, когда готовы визы будут… Ответ нас ошарашил: «Через неделю». Неделю ждать! Нет, такого времени у нас не было. День, ну, максимум, два…

Что делать? Поскольку Швейцария граничит с тремя странами, расположенными вдоль ее восточных границ, то можно попробовать сунуться в консульства Австрии или Италии.
Австрийское нашли быстро, однако там нас ждал от ворот поворот: «Здесь мы выдаем визы только тем иностранцам, которые имеют вид на жительство в Женеве!» Так нам ответили дипломаты. Решили позвонить в итальянское консульство, но и там ответили в том же духе: гражданам России визы выдаем только в Москве и Санкт-Петербурге. «Но как же нам туда попасть» — «Не знаем».

В общем, проблемы индейцев шерифа не волнуют…

И тогда я вспомнил о соседнем Лихтенштейне.
Это ведь полноценное самостоятельное государство, признанное всеми странами — членами ООН. Значит, там должны быть иностранные посольства. Пусть не все — для всех бы не хватило территории страны, а хотя бы соседних — обязательно. Так я рассудил. Ход моих мыслей поддержал и Илья, потому было решено тут же выдвинуться в сторону этого княжества, скромно притулившегося на склоне горы между Швейцарией и Австрией.

Всю Швейцарию с запада на восток проехали быстро, по пути забрав мою машину со стоянки и получив с продавца «восьмерки» 100 франков за обнаруженный дефект. Я знал, что граница между Швейцарией и Лихтенштейном открыта, так что в само княжество мы должны были попасть без препон. Однако перед границей на территории Швейцарии встретили некие признаки старых крепостей, в которых ныне располагаются казармы швейцарской армии. Мы там проехали и потом даже прогулялись (с фотографированием!) совершенно свободно, никто к нам не подходил и не задавал вопросов о цели пребывания и для какой разведки делаем фото.

Лихтенштейн

Лихтенштейн отделен от Швейцарии Рейном, вдоль которого по швейцарскому берегу проходит автобан. Въезд в княжество обозначен всего лишь небольшим указателем — ни шлагбаумов, ни охраны, ни таможни. Держим курс на столицу, Вадуц — как правило, все посольства располагаются именно в столицах.

В Вадуц приехали уже вечером. Поселились в гастхофе, существовавшем еще с начала ХХ века, о чем говорили вывешенные в холле и коридорах черно-белые фотографии, тронутые фотосепией. Узнали у хозяев, где находится посольство ФРГ и пошли гулять по столице, размерами с наш небольшой райцентр.

Лихтенштейн

Зданий выше пяти этажей в городе (да и во всех стране) нет. Ну, я, по крайне мере, не видел. В целом Вадуц производит впечатление очень уютного и ухоженного городка. В начале марта темнеет быстро, однако людей на улице почти не убавилось. Наткнулись на какую-то дискотеку, куда вход был свободный. Но танцевать на халяву как-то не хотелось. Пошли дальше — встретили площадку продажных машин. И только тут я обратил внимание на местные регистрационные номера. Они были очень короткими!

Утром пошли в германское посольство и с ужасом узнали, что оно не уполномочено выдавать визы. Вот это облом! А ближайшее немецкое консульство, на это уполномоченное, расположено в Цюрихе. Поинтересовались, где находится австрийское посольство. Ответ немецкого дипломата удивил и заставил улыбнуться: «В соседней деревне». Ну, надо же: в деревнях диппредставительства уже начали открывать.

Едем в соседнюю деревню и слышим там тот же ответ, что и в женевском консульстве Австрии: «Визы выдаем только при наличии вида на жительство».
Итальянского посольства ни в одной из лихненштейнских деревень не обнаружилось…

Да-а-а, ситуация… Что же делать?

Решили попробовать проехать в Австрию без виз — просто, как говорится, на дурака: вдруг да не проверят. Если в Швейцарию из княжества дорог не менее пяти, то в Австрию, по сути, только одна, если не считать горных, на которых в марте еще наверняка лежит снег. По ней-то мы и поехали, она ведет на австрийский Фельдкирх. Отмазу для австрийских погранцов придумали заранее: если спросят, чего мы премся к ним без виз, надо сильно удивиться и спросить: «Какая Австрия? Вы уверены? Мы же в Лихтенштейне!» Ну, а если и дальше будут настаивать на Австрии, сказать, что заблудились, и извиниться.

И вот с такой установкой мы едем в сторону Австрии. Дорога постепенно забирает в горы, но пока без серпантина. Проехали самый крупный город страны Шан, начали показываться горнолыжные курорты с их подъемниками, рядом проходит железная дорога, соединяющая Швейцарию с Австрией через Лихтенштейн. И вдруг — впереди показался самый настоящий пограничный терминал — такой же, как на границах самых настоящих полноценных больших стран. И всё, сворачивать некуда! Остается только ехать вперед. Сделал морду кирпичом (но поджилки-то трясутся!) и давлю потихоньку на газ. Илья на «восьмерке» за мной.

Швейцарцы — а именно они охраняют внешнюю границу княжества — выпустили нас без остановки. Но австрийский пограничник дал команду нажать на тормоз. Потребовал документы — я дал ему паспорт. Он полистал и, не найдя австрийской визы, задал вполне естественный вопрос: «Виза?» В ответ я затянул свежепридуманную арию путешественника, заблудившегося в трех соснах. Когда допел, пограничник сказал, что он точно уверен, что впереди Австрия, и коль у нас нет австрийской визы, впустить он нас не может. Передал наши паспорта коллеге, который стоит на выезде из Австрии, и велел разворачиваться.

Делать нечего — развернулись. Получили на выезде паспорта и поехали обратно в Лихтенштейн. Теперь нас остановили швейцарские пограничники и также потребовали паспорта. Мы дали. Они, полистав, и найдя только одну швейцарскую визу, и ту погашенную, тоже задали естественный вопрос: какого черта мы едем в их страну без визы? Пришлось объяснить, что в Австрии мы не были, просто катались по Лихтенштейну, заблудились и случайно оказались на дороге в Австрию, куда нас не пустили австрийские пограничники по причине отсутствия австрийских виз. Щвейцарцы удивились, убедились, что австрийских виз у нас на самом деле нет, и пустили.

В общем, мы опять в Лихтенштейне, и по-прежнему без виз. Решили попытать счастья в ближайшем германском генконсульстве — в Цюрихе.
Приехали к обеду и нашли консульство закрытым: оказалось, на следующий день был какой-то праздник, и по этому поводу дипконсульство сегодня работало в укороченном режиме.

Это был крах…

Дальнейшие события к Лихтенштейну не имеют никакого отношения, поэтому скажу просто: домой мы таки вернулись без виз — не отсидев в каталажке ни минуты и не заплатив ни цента штрафа. Дома быстренько растаможили машины и продали.

Мне так понравился Лихтенштейн, да и Швейцария тоже, что я решил еще раз съездить туда. Подбил на это своего хорошего друга Павла, с которым мы уже не раз бывали в Европе, и начали готовиться к летней поездке. Приглашения нам сделал все тот же цюрихский Питер, которому очень понравилась наша жидкая благодарность, и транзитные визы мы все же получили в Москве.

В Швейцарию ехали автобусом через Германию, где я купил обалденную Opel Ascona — саму на себя не похожую, поскольку сделана она была в придворном опелевском тюнинговом ателье Irmscher.

Лихтенштейн

На ней же приехали в Цюрих, где Паша нашел себе уникальный полноприводный Nissan Sunny (на четвортом фото он серого цвета с открытым капотом). И уже на двух машинах направились в Лихтеншейн, про который я Пашке у тому времени уже много напел. Он заинтересовался, и время от времени задавал вопросы, типа: «А есть ли в Лихтенштейне автобаны?»

Поскольку на этот раз никаких проблем, вроде отсутствующих виз, у нас не было, то мы могли позволить себе просто кататься по этой маленькой стране (уж не про нее ли пела Наташа Королёва?), притулившейся на склоне гор, просто рассматривая ее красоты. Рейн с его лугами, на которых пасутся стада коров и где одна аутентичная деревенька с колоритными мостами сменяется другой, не менее аутентичной, горные склоны, иногда поросшие лесом, а иногда пронзенные торчащими скалами, где ныне расположились курорты с обалденно чистым воздухом. Столица с ее старым городом и княжеским замком, готической часовней и винным заводиком. Всё это, равно как и крепость Гутенберг, надо обязательно посмотреть, попробовать и понюхать.

В одном путеводителе по Лихтенштейну в разделе «Дороги и правила» прочитал: «Дорожная сеть имеет общую протяженность примерно 250 км. Прежде всего необходимо знать ПДД и законы Лихтенштейна…» И далее: «Разрешенная скорость в городах — 50 км/ч, на магистралях — 80 км/ч, на автобанах — до 120 км/ч».

Потом такую же ерунду прочитал на другом сайте, затем на третьем… И стало интересно: тот, кто это пишет (точнее, копирует с других источников), он хоть представляет себе, о чем речь идет? Какие, к черту, автобаны могут быть в стране площадью 160 кв. км, ненароком зацепившейся за горный склон?! Пустить такую автокишку, как минимум четырехполосную, через всю страну с севера на юг — это значит, потерять очень значительную часть всей территории государства! Да и нет там такого автомобильного движения, чтобы была необходимость именно в автобанах. Подобные ляпы — обычные и ничем не обоснованные попытки заявить о себе, как о компетентном и всезнающем ресурсе.

В общем, та поездка в маленькую страну закончилась юридически беспроблемно, но технически печально: хваленый Пашкин полноприводный «Санька» не выдержал германских дорог. Его мотору настал капут, и пришлось мне буксировать его своей «Асконой» до Праги, где жил одни мой знакомый.

На моем «Опеле» вдвоем вернулись домой и стали готовить экспедицию по вызволению «Саньки» из Чехии и депортации в Москву.

С тех пор в Лихтенштейне я не был, и очень жалею, что фотографий от той поездки сохранилось очень мало. Видимо, придется еще раз съездить и нафоткаться от души. За то дома до сих пор лежат две купюры: на 20 и 50 швейцарских франков…

Читайте также

Другие статьи Вячеслава Варёнова

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

38 комментариев: Заблудившиеся в Лихтенштейне или Страна на склоне горы — неожиданная или вынужденная зарисовка

  1. Ого, сколько приключений! Сейчас мне кажется, все попроще с визами. В Швейцарии пока что не была, мечтаю побывать в этой красивой стране.

  2. Вячеслав пишет:

    Хотя в Швейцарии нет такого количества архитектурных памятников, как, например, в Италии, но там действительно очень интересно. И красиво!

  3. Larisa пишет:

    С интересом прочла о ваших приключениях! Как же это здорово побывать в странах Европы и какая разница — маленькие они, или большие! География была моим любимым предметом в школе и как ни странно до сих пор помню почти все, что нам когда то рассказывали …

  4. Незнакомка пишет:

    Восхищаюсь авантюрным и рискованным складом вашего характера, наверное так и нужно поступать, хотя бы иногда! Интересные приключения были у вас!

  5. forourmen пишет:

    Классные приключения, читал словно книгу. Спасибо, Вячеслав, за очень интересный рассказ!

  6. Анна пишет:

    Да, наш народ любит путешествовать. Трудно найти человека, который не хочет посетить много стран и городов. Вы мечту о путешествиях, похоже, превратили в реальность.

  7. Рома пишет:

    Здорово написано. Только не понятно, как же вы все-таки вернулись.Наверное обратились в посольство.

  8. ronin пишет:

    Отличная статья! Яркая, динамичная с долей самоиронии. Браво! Спасибо за заряд позитива в холодном осеннем московском сумраке.

  9. Людмила пишет:

    «скажу просто: домой мы таки вернулись без виз — не отсидев в каталажке ни минуты и не заплатив ни цента штрафа.»(c)
    А вот этот опыт очень даже интересен 🙂
    Это как, если не секрет ?

  10. Иннокентий пишет:

    Интересное повествование — раньше увлекался стением автожурналов.. ностальгия

  11. Очень красивая страна. Мечтаю там побывать.

  12. Миша пишет:

    Бывал в те годы в Польше, Швеции. Интересно было узнать про ваши приключения, тем более, что я не был в этих странах. Но тот опыт возвращения без виз, наверное, уже не применим.Много времени прошло и, видимо, в случае необходимости надо искать свои варианты.

    • Вячеслав пишет:

      Правильнее сказать так: в том опыте больше нет необходимости, потому что Швейцария вошла в Шенгенское соглашение, и ее виза тоже стала шенгенской. Так и пропала необходимость в транзитной визе.

  13. Пятерка Вам за смелость! Вот это настоящий путешественник. Сама я вокруг Лихтенштейна во всех странах побывала, а там не сподобилась. Все еще впереди!

  14. titris пишет:

    Очень интересное повествование из 90-х годов. Как и автор, я тоже любил в детстве путешествовать с помощью глобуса и карт. И тоже удивлялся как живут люди в Сан-Марино, Монако, Лихтенштейне. С возрастом мир расширился.

  15. Отличное путешествие. Представляю что это значило в 90-е годы. Практически первопроходцы. Очень многие ездили в Польшу. Но, так, чтобы по многим странам покататься это смело.

    • Вячеслав пишет:

      Ну, смелыми-то мы себя не считали. Любопытными и преисполненными жаждой познаний — это да. И для них русские тоже тогда были в диковинку 🙂

  16. Valera пишет:

    Ищущий, да обрящет. Исполнение детских мечтаний — это блеск!

  17. Какая живая история! Путешествия тем и хороши, что в них столько неожиданностей, о которых потом приятно вспомнить и рассказать друзьям и близким.

  18. Виктор пишет:

    Вы очень классно пишите! Мои потуги в писательстве по сравнению с вашей выкладкой материала — опусы школьника девятиклассника. Очень захватывающая статья. Нет, серьезно мне понравилось. Я ведь тоже любил путешествовать по географическим картам и на кухне у меня висела большая карта мира. Но, как-то не сложилось. Я даже в соседних странах еще не побывал. Нужно срочно что-то менять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *