Не надо снимать то, о чем снимаешь

Возможно, не совсем понятное утверждение, даже в чем-то противоречащее само себе.

Идея принадлежит Тофику Шахвердиеву, один из фильмов которого мы недавно так активно обсуждали.

На самом деле — это целая философия, которую можно увидеть на примерах нескольких фильмов автора. Например, можно вспомнить его 11-минутный фильм про Фотобиеннале, организованное Московским Домом Фотографии.

Название фильма — «Секс в середине зала» (возможно, в интернете где-то есть). Посетители, приходя на фотовыставки, начинают снимать именно фотографии. В этом же фильме ни о каких фотографиях речь не идет, они вообще в кадре появляются иногда, да и то — чисто случайно.

Еще один подход к созданию фильма — отсутствие закадрового голоса. Зритель сам должен догадаться, о чем в фильме идет речь, а также, судя по всему, еще и сделать выводы. По утверждению Тофика Шахвердиева, появление закадрового голоса говорит о том, что автор не в состоянии сделать кино, а демонстрирует совокупность кадров, которые этот голос должен логически связать.

Что по мне, так с этим утверждением можно поспорить, но если такое удается, то это действительно высший пилотаж.

В любом случае, как мне кажется, при таком подходе не избежать разногласий. Потому что автор такого фильма будет ожидать, что зрители увидят именно то, о чем он хотел рассказать. Но когда фильм, книга, картина завершены и уже живут своей жизнью, они перестают принадлежать автору. Кто-то увидит в них что-то одно, кто-то другое; у кого-то в это момент одни заботы, у кого-то другие. Время движется, люди меняются, да и вообще — все мы разные.

Я иногда просматриваю старые советские фильмы и ловлю себя на том, что то, чем гордились авторы фильмов того времени, сейчас постепенно превращается скорее в проблему, чем в предмет гордости. Например, фильм «Сказание о земле Сибирской» 1947 года. Там есть эпизод, как наступает рассвет, первые лучи солнца падают на реки, на вековые сосны, а также на большое количество коптящих черным дымом труб разных заводов, отравляющих всё и вся вокруг. Тогда страна этим гордилась, типа, человек господствует над природой…

Таким образим, все в мире относительно, а также субъективно. Такова правда жизни…

Читайте также

Искусство наблюдать жизнь

Кино и реальность, или как спроектировать свою реальность…

Небольшое путешествие в мыслительный процесс: «Мысль изреченная есть ложь»

В чем состоит магия кино?

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

57 комментариев: Не надо снимать то, о чем снимаешь

  1. Katherina пишет:

    Мне тоже кажется, что закадровый текст, если он хорошо применен — не портит фильм! Фильмы — все разные и разные жанры и нельзя, все же все мести под одну гребенку. Как и игровые фильмы — сколько их всего!.. и так снимают и эдак — и все кино!) Мне кажется, так же и с док. Можно плохим текстом испортить — запросто! Но можно и хорошо сделать!
    Еще, я думаю, тут и от выбора темы зависит и от настроя фильма. Есть же исторические фильмы и прочее. В общем, все неоднозначно.
    А вообще, встреча оказалась очень интересной и мне понравилось и правда понравились ВСЕ фильмы, которые мы смотрели! Очень тонко сделано!

    • admin пишет:

      Мне кажется, что фильм без закадрового голоса — это просто отдельный жанр. Кому-то для каких-то задач он подходит, кому-то нет. Другое дело, что утверждать, что использование закадрового голоса говорит о неспособности автора сделать фильм — по-моему, это несколько экстремально.

    • Алекс пишет:

      А что такое Мейнстрим?
      Я всё пытаюсь понять и никак не выходит.
      Я вижу, вы в фильмах, профи 🙂

  2. Алекс пишет:

    Насчёт философии и философа не знаю.
    Зато за трубы заводов скажу — развитие индустрилизации — позволило выиграть войну.
    В 90-е у Люды счастье видимо было, трубы перестали дымить.
    При получении кредитов у МВФ, даже некоторые домны остановили.
    Ура природе!!!

    • admin пишет:

      Помню, в 90-е годы оказалось, что в городе Воскресенске, например, растет трава зеленого, а не цементного цвета

      • Алекс пишет:

        Мир во всём Мире — гениаотная развод СССР и ООН.
        Трава зелёная это хорошо, небо голубое, экологический транспорт, производство выведено в космос и на луну.
        Люда! Проснись!
        Всё производство в Китае. У нас нет заводов. Нет металла, нет химических производств. Нет вооружения, нет армии. Мы сырьевой придаток мирового Интернационала, как завещал Ленин ещё в 20-е годы прошлого столетия, да и позапрошлого и позапозапрошлого — Россия нецкая колония Гольштейн-Готтрпской династии.
        Бородино, Смоленск, Березин, Тарута, Париж — немецкие колонии, как результат войны 1812 года.
        У нас своя история, у немцев своя.
        Главное, что в Воскресенске трава зелёная 🙂

        • admin пишет:

          Да, ладно, там опять трава цементом покрывается, темный снег, трубы дымят, а известные химические горки не только увеличиваются в размерах, но и размножаются

          • Алекс пишет:

            А ты считаешь электро мобили — это экологичный транспорт?

            • admin пишет:

              Я не знаю, что такое экологичный транспорт, но думаю, что по некоторым показателям такие машины превосходят дизельные

        • Алена пишет:

          Алекс, сразу, пож-та, ссылку: где и когда Ленин завещал, чтобы Россия была «сырьевым придатком мирового Интернационала», которого, кстати сказать, нет?

          • Алекс пишет:

            Это материалы толи съезда, толи пленума ориентировочно 1922 год.
            Ты думаешь я прочитал 2 года назад статью, прочитал страницу материалов — скан, и записал ссылку? Как раз для этого случая 🙂 ? А теперь снова искать?
            Да пусть я лжецом буду 🙂

            А он и правда говорил для Мирового Интернационала. Тогда его ещё строили.
            Говорят мировой интернационал переименовали в ООН — но это скорее шутка 🙂

  3. Алекс пишет:

    Фотобиеннале — вот слов то напридумывают, без википедии и не поймёшь 🙂
    «Секс в середине зала» — броское название, или фраза, брошенная женщиной на выставке. Чего она имела ввиду, не ясно. Может, как результат телефонного разговора, или она так диспуты называет.
    Фильм о диспутах про исскуство без закадрового голоса.
    Наверное интересно. Подслушивание и подглядывание — классная тема.
    Как говорил мой друг — Тебя подслушивать послали, а ты подсматриваешь.
    Фильм — этакий вуайеризм получается. Значит — это и есть — подсматривание за сексом в середине зала.
    Ответ на загадку найден 🙂

    • admin пишет:

      только мне непонятно — ты посмотрел этот фильм?

      • Алекс пишет:

        Аннотации прочитал про фильм, просмотрел фотографии эпизодов фильма. Фильм 2013 года про фотовыставку 2012 года.
        Этого фильма в фильмографии Тофика в википедии нет.

  4. Алекс пишет:

    Админу!
    Выбросы — это выхлопные газы. У електоро мобилей их нет. Зато есть другие минусы, связанные с производством и утилизацией аккомуляторных батарей.

    • admin пишет:

      Я поэтому и спрашиваю, по какому критерию ты оцениваешь экологичность автомобиля. По выбросам — это одно, по утилизации — другое. Есть еще куча параметров.

      • Алекс пишет:

        Естественно по всем.
        От производства до утилизации.
        Изобрели продукт — продать надо.
        Этоже как сладко — нефть в пролёте, новые заправки, перераспределение денежных потоков. 🙂
        Удешевление производства — автомобили дешевле.

        • admin пишет:

          Ты же лучше меня знаешь, чтобы ответить на это вопрос надо составить список всех параметров, влияющих на экологичность, каждому из них придать свой вес, составить модель расчета, рассчитать, а потом еще и доказать, что твоя модель наиболее близка к действительности. Вот чего я это тебе рассказываю, если ты сам все это знаешь???

          • Алекс пишет:

            Зачем далеко лезть?
            Чес отличается бензин, дизель и электричество — наличием одного и отсутствием другого. Аккомуляторы есть везде, даже в Айфоне.
            Однако в электромобиле Тесла например — ни бензина, ни дизеля, ни газа.
            Есть город Подольск. В нём завод по производству аккомуляторов. Старый завод. Аккомуляторы на свинце. Облако над городом — выбрасы завода исключают моё желание купить в этом городе квартиру из-за экологии.

            • admin пишет:

              Зачем тебе квартира в Подольске? Хотя, с другой стороны, метро там нет, свинцовое облако над городом — видимо, цены относительно низкие

              • Алекс пишет:

                Не Рублёвка конечно, но всётаки центр Подольского района, из него в своё время Домодедовский район вырезали, как из Костромской — Иваново.

      • Рома пишет:

        я все — таки считаю что будущее за вторым вариантом, тачки будут кататься на батарейках, которые будут подзаряжаться от солнца или других источников энергии

        • admin пишет:

          И это логично, хотя я вижу, что Алекс придерживается другой точки зрения

          • Алекс пишет:

            В фильме «Пятый элемент» всё прекрасно показано.
            Велосипедистов я там не видел 🙂

  5. Сергей пишет:

    Старый анекдот.
    Секс с женщиной — 100 баксов.
    Наблюдение за сексом — 50 баксов.
    Наблюдение над наблюдающим — 150 баксов.

  6. Надежда пишет:

    Сергей, классный анекдот, как раз в тему по-моему

  7. Алекс пишет:

    Вот интересное кино.
    Россия проигрывает войну 1853 года. Ей приходится отдать часть Бессарабии, а также завоёванные в войне Карс, Ардаган и Батум.
    Одноко в 1877 турками было жестоко подавлено Апрельское востание в Болгарии.
    Россия прониклась жестокостью обращения с болгарскими христианами и объявило Османам войну.
    В результате войны Россия по Берлинскому трактату вернула себе южную Бессарабию, Карс, Ардаган и Батум.
    Боснию и Герцеговину получила Австро Венгрия.
    Болгария получила независимость, увеличились территории Сербии, Черногории и Румынии.

    Отличное документальное кино — обижают бедных христиан — а давайте им поможем, а заодно прихватим Кавказ и Бессарабию 🙂

  8. Алекс пишет:

    А вот другое документальное кино — смотрю я 7сезон Ментовских войн и заканчивается серия 20.
    От Шилова уходит очередная любовь со словами -«Не могу я жить больше твоей жизнью, Шилов. Я хочу жить своей!»

    Это что? Феминизм, эмансипация, поколение пепси?
    К чему клонит героиня фильма Ксюша?
    То есть если мужик живёт жизнью женщины в семье, то он подкаблучник. И при полном подавлении женщиной мужчины, то он — «половая тряпка», или просто «тряпка».
    Оригинально 🙂
    Я вообщето считал — что женщина это подруга, соратница, которая помогает мужчине достичь его (и её) целей.
    То есть мужчина — количество идей, женщина — качество идей мужчины.
    Мужчина — это вектор, женщина — сосуд.
    Качество и количество — дают силу достижения!

    А здесь — я пошла, а ты как хочешь — интересное кино 🙂

  9. Алекс пишет:

    В продолжение предыдущего комета про Женщин.
    Говорят есть четыре типа женщин. Самые сильные и верные помошники — это Южанки.
    Что б женщина Помогала — надо её «завоевать». Южанок — сложнее всего.
    Иначе мужчина попадает в рабство.
    Так вот!
    Есть два способа ухаживания за женщиной:
    1. Обычный и широко известный, больше известный — женщина выбирает мужчину из множества мужчин до 28 лет, позже — множество и качество сильно сужается.
    2. Мужчина завоёвывает женщину как соратника. Это очень редкий способ. Как в рекламе пива:»А мужики то — не знают!»
    Хаха 🙂

    • admin пишет:

      Мы тут кино обсуждаем или что? Как по твоему мнению, закадровый голос в фильме нужен или нет?

      • Алекс пишет:

        Ссылки на киНо нет, а на Ютубе в поиске выползает Дом 2: Секс Тимати и Собчак.
        Смотреть не стал. И даже не интересно — есть там закадровый голос или нет.
        В «Сказании о земле Сибирской» — наверное есть — я его лет уже 20 не смотрел. И не хочется.
        Хотя этот фильм — про любовь зрелой женщины к мужчине, который пишет музыку. Нет, не греет смотреть.
        Теперь про закадровый голос — Пост в названии говорит — назови фильм, но снимай не про это. В посте — в фильме Секс в середине зала — закадрового голоса нет. Итак вопрос — нужен ли закадровый голос?
        По аннотации фильма — режиссёр показывает разговоры об исскустве в центре зала фотовыставки.
        Ответ — закадровый голос не нужен. И так всё ясно.

        • admin пишет:

          Короче, ты поддерживаешь подход Тофика Шахвердиева и выступаешь против всех других подходов

          • Алекс пишет:

            В данном конкретном случае, где автор подсматривает и подслушивает — да, мне закадровый голос не нужен.
            Однако — если бы автор показывал ещё и фотографии, я бы, возможно проголосовал за закадровый голос, поскольку в фотографии ничего не понимаю.
            Ещё пример:
            Охотних выходит из юрты и идёт на охоту, скажем просто побежал. Вот час бежит, другой.
            А до охоты ещё далеко.
            Вот в таком кино нужен закадровый голос, рассказывающий — как зовут охотника, кто его жена, сколько детей, чем они занимаются и тд.
            Иначе без голоса можно до охоты не досидеть, если только публика не занимается бегом, так сказать смотрит на технику бега.

  10. Алекс пишет:

    Про Закадровый голос — есть ещё пример:
    Твой Пост — как правило фотографии. Закадровый голос — тест Поста. Форум — обсуждение фотографий. Диспут в середине зала 🙂
    Второй закадровый голос — Голос Администратора форума — так сказать, направление обсуждения в нужное русло.
    Зрители — люди на подписке, которые читают пост, ставят Лайки, читают форум и обсуждают между собой материалы голосов форума.
    В данном случае Закадровые Голоса однозначно нужны! 🙂

  11. Алена пишет:

    Я, пожалуй, присоединюсь. В конечном счете все зависит от цели автора. Надо запустить процесс свободного поиска ассоциаций — можно вообще ничего не монтировать, просто любой кусок документальной съемки показать.

    Надо показать отношение автора к проблеме, но при этом предоставить зрителю свободу — тщательно монтируем фильм (в соответствии со своей идеей), но закадрового голоса не даем. Тогда получается, что простор для ассоциаций есть, но рамки уже, чем в первом случае, т.к. все же имеются некие намеки автора на его видение вопроса.

    Если нам надо четко сформировать какое-то отношение к проблеме — снабжаем фильм тщательно продуманным и отредактированным закадровым текстом. Еще важно, чтобы голос был хороший, говорил «с выражением». Еще можно музыкальное сопровождение добавить. Тогда зрителю не надо будет стараться разгадать, что хотел сказать автор — у него сразу будет готовая картинка с подписью к ней.

    Навеяло: в «Евроньюс» есть рубрике «без комментариев». Т.е. дается только картинка, звук иногда есть, но нечеткий, и перевода нет. Страна, откуда кадры, все-таки указывается. Сидишь, смотришь, и гадаешь — что это произошло и зачем нам показывают?

    • Алекс пишет:

      Хорошо написала 🙂

    • admin пишет:

      Сейчас, по-моему, такая тенденция, типа, сам догадайся, что я имею ввиду, особенно в фильмах про политику, вот, например, http://photo-drive.ru/wordpress/film-srok-dokumentalistika-v-trende/
      Это как в анекдоте, когда Жуков выбегает из кабинета Сталина со словами «Черт усатый». Это услышал Берия и настучал об этом Сталину.
      — Позвать ко мне Жукова, — говорит Сталин. — Вы кого имели ввиду, товарищ Жуков, когда выходя из моего кабинета сказали «Черт усатый?»
      — Гитлера, товарищ Сталин.
      — А вы кого имели ввиду, товарищ Берия?

      • Алекс пишет:

        А потом — типа восклицание — фильм уже снят, вот и обсуждайте.

        • admin пишет:

          А по-моему, в этом самый кайф — додуматься до того, о чем сам автор не догадывался. Другое дело, что автор может расстроиться, когда узнает, какие ассоциации вызывает его фильм

          • Алекс пишет:

            Забавно.
            1. Ты получаешь удовольствие от решения загадок 🙂
            2. Если такие оригинальные решения загадки присутствуют, значит пора автору к психологу проверить своё подсознание. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *