Фотосъемка в путешествии: что нужно знать про освещение

Виктор Володин, фотографАвтор — Виктор Володин

Предисловие

Фотография. фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом

Википедия — свободная энциклопедия

“Мой метод в целом очень прост: надо лишь оказаться в нужном месте в нужное время. Тогда неповторимая в своем разнообразии природа позволит вам запечатлеть один из своих образов наиболее удачно”

Джо Корниш

“Как снято”, или по-академическому – изобразительное, художественное решение снимка – это, главным образом, характер освещения и композиция кадра.

Может показаться, что характер освещения – вопрос чисто технический (много света – мало света). Это не так. Буквально фотография – изображение построенное светом. По большому счету, фотография не содержит ничего, кроме “зафиксированного” света. Поэтому характер освещения для фотографии – то же самое, что тембр звука для музыки.

Башня Соловецкого монастыря

Башня Соловецкого монастыря. Архангельская область. Июль 2005 г.

Композиция кадра – это сочетание и соотношение главных и подчиненных элементов – по размеру, взаиморасположению, цвету, контрасту. Это сочетание или соотношение определяется, прежде всего, точкой и углом съемки, масштабом.

Тауэрский мост. Лондон

Тауэрский мост. Лондон. Фото Сергея Хритова

Характер освещения и композиция тесно связаны друг с другом, по крайней мере, когда мы говорим о цвете, контрасте. В этой статье мы поговорим про освещение.

Наилучшее освещение для съемки на открытом воздухе

“…мне казалось, что лучший кадр своей жизни я сделаю как-нибудь прекрасным, бесконечно долгим летним деньком. Лишь через несколько лет я понял, что наилучшее освещение бывает в рубежное время суток – на рассвете и на закате. Так что пейзажный фотограф (в особенности, если он работает с цветом) неизбежно приходит к выводу, что прямого солнечного света в большинстве случаев нужно избегать”

Чарлз Крамер

Обычно начинающие фотографы знают лишь два вида естественного освещения — ясно и пасмурно. Когда пасмурно – снимать скучно, когда ясно – повеселее. Но такой взгляд  поверхностный и неточный. На самом деле, два самых распространенных вида освещения – ясный летний день и сплошная облачность – как правило оказываются и самыми неудачными.

Какое же освещение будет наилучшим?

Давайте попытаемся зайти с другой стороны. Очень часто фотограф ищет эффектного освещения. Такое освещение уже само по себе придает снимку настроение. Отчего выигрывает любая видовая съемка (и не только видовая).

Самый доступный период для такой съемки – это примерно 3-4 часовой диапазон вечер – закат — вечерние сумерки.

Особенности вечернего освещения

Вечер

В ясный летний полдень, когда стоит невыносимая жара и люди стараются спрятаться в тень, освещение обычно плоское, неинтересное и удивительно будничное. Тени короткие, а контрасты чрезмерны. Именно в это ужасное время турфирмы пытаются затащить нас на экскурсии.

Но ближе к вечеру картинка понемногу оживает. Прямо на глазах. Тени удлиняются, предметы наполняются объемом, свет становится теплым и дружелюбным. Пора отправляться на съемку! Но именно теперь все вдруг проголодались и тянут нас на ужин, потом вечерние посиделки и… баиньки. Так мы упускаем самые лучшие кадры.

Большой Соловецкий остров

Большой Соловецкий остров. Архангельская обл. Июль 2005 г.

Пежостров. Карелия

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов

Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов, около Ростова Великого. 2005 г.

Псковский Кром (Кремль)

Псковский Кром (Кремль). 2002 г.

Зимой день короче, солнце ниже. Плюс, снег отражает солнечный свет и делает тени еще прозрачнее. В ясный день освещение теплое. Можно сказать, что утро плавно перетекает в вечер. Поэтому, в каком-то смысле, зимой снимать проще, чем летом.

Базилика Девы Марии Та’Пину. Остров Гозо (Мальта)

Базилика Девы Марии Та’Пину. Остров Гозо (Мальта). Январь 2012 г.

Царицыно

Царицыно. 2005 г.

Закат

— Вона, опять у нашего барина ипохондрия сделалась!
— Пора. Ипохондрия всегда на закате делается.
— Отчего же на закате, Степан Степанович?
— От глупых сомнений, Фимка. Вот глядит человек на солнышко и думает: взойдёт оно завтра аль не взойдёт?

Из фильма “Формула любви”

Когда говорят про эффектное освещение, прежде всего приходит на ум закат и восход солнца. Правильно было бы включать сюда также последние минуты перед закатом и первые минуты после восхода.

И в самом деле, закаты бывают серебристые, бледно-желтые, золотые, оранжевые, розовые, розовые и даже фиолетовые. Они могут быть удивительно красивы, особенно на севере, особенно когда на небе есть облака.

Но начинающему фотографу, желающему усовершенствовать свое мастерство, следует прежде всего запомнить: закат и восход – это не объект съемки сам по себе, а только очень удачные условия съемки для некоторого рода сюжетов. В кадре должно быть и что-то ещё.
Особенности освещения на закатеЗакаты очень коротки на юге и весьма продолжительны на севере. Они могут быть волшебными и довольно заурядными. Солнце просто “плюх” в море и все. В средних широтах закат длится около получаса, причем характер освещения непрерывно меняется. Особенно эффектные закаты бывают не слишком часто – несколько раз в год. Поэтому, если уж вам посчастливилось встретить красивый закат в красивом месте, разумно будет постараться снять как можно больше разных сюжетов в этом настроении.

Небольшой островок в Кандалакшском заливе. Карелия

Небольшой островок в Кандалакшском заливе. Карелия. Июль 2007 г.

Этот островок, расположенный рядом с островом Сидоров в Карелии, мы прозвали про себя “Чунга-чанга”.

Купола храмов Соловецкого монастыря

Купола храмов Соловецкого монастыря. Архангельская область. Июль 2005 г.

Высотка на Котельнической набережной

Высотка на Котельнической набережной. Июнь 2004 г.

Яркое оранжевое солнце находится лишь немного выше горизонта. Здание высотки “светится” на фоне более темного неба, противоположного закату. Тени от домов уже поднимаются снизу и скоро совсем поглотят волшебную картинку.

Северный закат. Архипелаг Кузова, Карелия

Северный закат. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.

Пежостров. Карелия

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Вид на Хибины. Кировск, Мурманская обл

Вид на Хибины. Кировск, Мурманская обл. Август 2007 г.

Вечерние сумерки

Это время, когда солнце уже опустилось за горизонт, но небо еще синее, а не черное, как ночью. Характер освещения в сумерках подобен освещению при сплошной облачности с одним важным исключением — освещение в сумерках окрашенное.

Сумерки длятся примерно около часа, в течение которого освещенность быстро падает, а небо меняет свой цвет от светло-голубого или даже розового до глубокого синего.

Не ночь, а именно сумерки – идеальное время для съемки ночного “города”, когда небо еще синее, но фонари уже горят.

Разумеется, вам потребуется штатив. Прелесть штатива в том, что он позволяет не беспокоиться об уровне освещенности и получать безупречно четкие снимки… но только неподвижных объектив.

Боголюбово

Боголюбово. Апрель 2006 г.

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь. Архангельская обл. Август 2006 г.

Башня Соловецкого монастыря

Башня Соловецкого монастыря. Архангельская обл. Август 2006 г.

Залив данрейвен, графство Гламорган, Уэльс

Залив данрейвен, графство Гламорган, Уэльс. Фото Джо Корниша.

“Эту фотографию я считаю лучшей из своих работ, в которых я пытался уловить игру света, его влияние на пейзаж… Известняковая платформа этого берега кажется на дневном свету серой. Но солнце уже пряталось за горизонт, и главным источником освещения являлось синее небо”

Рассвет – утро

Второй продуктивный период суток – это симметричный относительно предыдущего 3-4 часовой диапазон утренние сумерки – восход – раннее утро. Неудобство раннего подъема (летом) с лихвой компенсируется непередаваемым волшебством встречи нового дня. Неожиданность рассвета придает всему происходящему мистическое настроение. В целом, такое ощущение, что ты умылся лучами солнца.

Преимущества утренней съемкиЕсть и более прозаические преимущества. Из-за того что пыль, поднятая в течение дня, за ночь улеглась, воздух и краски стали чище и прозрачнее. Рано утром в городе гораздо меньше машин и почти нет людей. Летним утром после холодной ночи вероятно выпадения обильной росы. Крохотные росинки, расположившись на веточках, травинках и паутинках, сверкают в контровом свете подобно бриллиантам. Зимой морозное утро любит порадовать нас причудливыми кристаллами инея.

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли. Перед рассветом

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли. Раннее утро

Восход с осенней брусникой

Восход с осенней брусникой. США. Фото Кристофера Беркетта. 1994 г.

“Узнав о живописных полях дикой брусники в штате Мэн, я решил, что там есть над чем поработать… мне удалось найти как раз такое поле, о котором я мечтал… Я фотографировал его четыре дня, чаще всего при первых утренних и последних вечерних лучах солнца… Съемке на рассвете я уделил особенное внимание, поскольку иней, намерзавший по ночам, искрился на солнце, подчеркивая и цвет, и форму растений… Эта фотография, сделанная в последнее утро, оказалась самой удачной в серии”

Дневное освещение

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

Народная мудрость

Уважайте свет, даже когда его нет.

Анри Картье-Брессон

Летний полдень и сплошная облачность считаются неудачным освещением. Среди фотографов-пейзажистов принято считать, что в ясный летний день примерно 3-4 часовой промежуток в районе полудня – это время, когда “мы не снимаем”. В средней полосе это правило относится главным образом к “самым светлым” месяцам – от мая до июля. Зимой можно снимать весь день.

При сплошной облачности утро, день и вечер отличаются лишь уровнем освещенности, но не качеством света. Некоторую горизонтальную направленность свету и, следовательно, объем могут придать окружающие здания и деревья, например, если с одной стороны находится темная стена или густой лес, а с другой – открытое пространство. Хуже всего, когда свет идет сверху. Поэтому, в зависимости от выбора окружения, пасмурная погода может быть удачным освещением для портрета.

Но иногда у вас просто нет выбора. Например, при репортажной съемке. Тем важнее знать все плюсы и минусы такого освещения.

Ясный летний полдень

Полуденное освещение – это главным образом короткие и глубокие, практически, черные тени. При городской съемке – это яркие горизонтальные дороги и крыши, и темные стены домов. При съемке на природе, это плоские ландшафты, без намека на рельеф.

Меньше всего такое освещение годится для съемки портрета, если только вы не намеренно спрятали глаза в непроницаемую тень.

Уиллем Дефо

Уиллем Дефо. Фотография Антонина Краточвила

Ну а если вы снимаете природу или архитектуру, то почему бы не сделать эти тени частью сюжета?

Царицыно

Царицыно. Сентябрь 2005 г.

Сплошная облачность

Фотография – это плоское неподвижное изображение. На фотографии как таковой нет ни объема, ни границ предметов. Есть только контраст. Контраст темного и светлого (тоновый контраст) и контраст цветов. Ощущение объема и границ создается светом и тенью.

Сплошная облачность или так называемый рассеянный свет – это практически бестеневое освещение. Остается тень только под предметом. Поскольку контраст света и тени незначительны, главным становится контраст внутри самого предмета, а также контраст между предметами. В коммерческой фотографии такое освещение часто используют при съемке товаров для каталога.

Большой Соловецкий остров

Большой Соловецкий остров. Июль 2005 г.

Зимой, когда кругом лежит снег, мы получаем совершенно плоское изображение. Такие снимки напоминают скорее графику, чем живопись. Если на фотографии очень много белого, ну, скажем, процентов 90-95, то говорят, что она выполнена в светлой тональности, или, по-другому, в высоком ключе.

Первый снег. Царицыно

Первый снег. Царицыно. 2006 г.

Сплошная облачность плюс дождь, снег или туман часто интереснее, чем просто сплошная облачность. Дальние планы мы видим сквозь пелену. Отсюда тональная перспектива, иллюзия глубины. К тому же в дождь и после дождя цвета мокрой травы, листвы, древесины ярче, насыщенней, а блики и капли воды совершенно меняют настроение снимка.

Пампорово, Болгария

Пампорово, Болгария. Январь 2009 г.

Направление освещения

Кроме характера освещения фотограф обязан учитывать направление освещения. При съемке людей мы можем развернуть их под желаемым углом к солнцу, по крайней мере, теоретически. При съемке зданий и ландшафтов мы лишены такой возможности. Поэтому, если стоит задача сфотографировать вот это здание при определенном направлении освещения, то нужно определить “время суток”, когда свет будет падать с желаемого направления. В это время и приходим на съемку.

Но какое направление является желаемым? Как ни логичным кажется фронтальное освещение, когда здание или человек освещены прямо светом солнца, находящегося за головой фотографа, именно это освещение будет самым неудачным. Оно плоское и неинтересное. А человека оно принуждает щуриться.

Объемную форму и рельеф подчеркнет боковое освещение – левое или правое – не важно. Именно такое освещение и будет в большинстве случаев наиболее желанным при съемке архитектуры и скульптуры.

Памятник 1000-летия России. Великий Новгород

Памятник 1000-летия России. Великий Новгород. Май 2004 г.

Николай - наш капитан. Карелия

Николай — наш капитан. Карелия. Июль 2007 года.

Остров Сидоров. Карелия

Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.

Гозо. Мальта

Гозо. Мальта. 2012 год.

Когда-то, много лет назад, я, как мне казалось, сделал удивительное открытие, а на самом деле – изобрел велосипед: самое лучшее освещение – контровое. Это когда солнце светит в сторону фотографа. Его еще называют красиво — «контражур». Такое освещение выделит контуры предметов, подчеркнет глубину пространства, усилит воздушную перспективу. Как это не покажется странным, такое освещение оптимально и для портрета. Особенно утром и вечером, или зимой.

Архипелаг Кузова. Карелия

Валера. Архипелаг Кузова. Карелия. Фото 2005 года.

При съемке в контражуре, чтобы избежать засветки и снижения контраста изображения, нужно постараться погрузить переднюю линзу объектива в тень – надеть глубокую бленду, закрыть объектив от прямых лучей любым подручным предметом, той же рукой. При съемке зеркальной камерой следует поберечь свои глаза – не включать в кадр яркое солнце (т.е. дневное) или не смотреть в видоискатель, когда в кадре яркое солнце.

Филипповские садки. Большой Соловецкий остров

Филипповские садки. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. 2006 год.

Бедлендские олени

Бедлендские олени. Фото Джима Бранденбурга

Тонкие полупрозрачные листики, травинки, лепестки цветов, будучи подсеченные сзади, приобретают особенную яркость – как бы светятся изнутри.

Зеленое озеро. Большой Соловецкий остров

Зеленое озеро. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. 2005 г.

Заднебоковое освещение (промежуточное между боковым и контровым) в какой-то мере совмещает преимущества двух этих видов освещения – подчеркивает и рельеф, и глубину.

Филипповские садки. Большой Соловецкий остров

Филипповские садки. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. 2006 г.

Освещение играет неодинаковую роль в разных жанрах фотографии. В пейзаже живописное освещение не менее значимо, чем сам сюжет, и, зачастую, важнее композиции. При съемке людей нет уж такой необходимости в каком-то особенном художественном освещении. Здесь главная задача света скромнее – не навредить. Неудачное освещение – слишком жесткое, чрезмерно контрастное или идущим прямо сверху – может изменить черты лица до неузнаваемости или подчеркнуть его “недостатки”. Съемка уличных сценок, происшествий, событий и вообще не требовательна к освещению. Есть какое-то, ну и слава Богу. Здесь важнее внутренняя энергия самого действия и удачно пойманный момент. Но если еще и свет подчеркнул все самое важно и сделал снимок гораздо выразительнее, то считайте, что вам крупно повезло. Но только в том случае, когда вы успели это освещение заметить, оценить и воспользоваться им. Например, занять удачную позицию.

Таким образом, как не крути, а знание особенностей разных видов освещения и умение применить эти знания при съёмке не помешает ни одному фотографу – хоть профессионалу, хоть любителю.

Читайте также

Другие статьи Володина Виктора

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

Подпишитесь!

Закладка Постоянная ссылка.

40 комментариев: Фотосъемка в путешествии: что нужно знать про освещение

  1. Александр пишет:

    А вот, мне кажется, или я так думаю. Все же зимой фотографировать сложнее. Так как порой один и тот пейзаж приходится делать по несколько раз. С разной выдержкой, ISO, ну и диафрагмой играть. Потому, что зимой в разных местах на одном и том же выставленном диапазоне, фотографии выходят совершенно разные. Да еще и руки мерзнут вдобавок 🙂

    • Виктор пишет:

      Вы конечно правы, Александр, относительно замерзающих рук. В плане экипировки зимой снимать конечно сложнее. Обувь, штаны, пуховик и все такое. Причем, по закону подлости, чем крепче мороз, тем интереснее кадры.

      В плане настроек камеры — не знаю. Мне не сложнее. Вот в яркий солнечный летний день в лесу, когда освещение пятнистое и очень контрастное, действительно приходится делать дубли.

      Но в этой статье я писал про качество света. В этом плане в солнечный день зимой снимать легче, чем летом. Сравните хотя бы кадр «Псковский кром» (снято летом) и кадр «Базилика Девы Марии Та’Пину» (снято зимой). В первом кадре очень высокий контраст света и тени, хотя съемка велась вечером. Во втором свет гораздо мягче.

  2. Валерий пишет:

    Играет зайчик в капельке,
    Мороз трещит-скрепит,
    Нога в надежном валенке,
    Ура, дождались!
    Свет бежит…..

  3. Larisa пишет:

    Я лишь могу восторгаться уникальными фотографиями, а вот лекция ваша для меня неуча, слишком сложна — мало что поняла, вы уж простите…

    • Виктор пишет:

      Жаль, конечно. Но там вроде ничего особо сложного нет — что утром и вечером снимать лучше, чем днем. Что снимать против солнца можно и нужно. Вот по большому счету и все. А остальное — подробности. Может быть непривычно кажется… Так ведь на то оно и учение. В любом случае спасибо за коммент.

  4. Лара пишет:

    Фотографии Соловецкого острова и еще фото заката, это полный восторг! Невообразимо прекрасно!

    • Виктор пишет:

      Спасибо. Жаль только что красивые закаты не так часто бывают. Приедешь так в какое-нибудь особенное место, губы раскатаешь, а там две недели дождь. Помню как-то раз мне заказали съемку торгового центра на рассвете, зимой. Не торопили. Но через месяц позвонили, спрашивают, ну как мол дела. А я им — вы хоть один рассвет красивый за этот месяц видели? Вот то-то. А я, верите, каждое утро просыпался и смотрел в окно — будет рассвет красивый или серое небо. Но позже все снял и сдал.

      • Лара пишет:

        Это понятно! Мы все, обычные люди и то понимаем, когда красиво, а когда тускло и серо… А уж таким как вы, людям с художественным вкусом, чувствующим и осязающим красоту, это видно сразу… Сложностей в каждой профессии хватает.

  5. Я наверное никогда не смогу понять людей, которые не любят фотографии. Я могу их рассматривать бесконечно, особенно те, в которых есть что-то непонятное с первого взгляда. Смотришь и хочешь разгадать какую-то тайну. Очаровательные фото. Мне нравятся и зимние и летние пейзажи. Не важно какое время года. Важно, чтобы в каждом фото была глубина.

  6. Фото завораживающие. Они очень ясно дают понять ценность света, цвета, композиции. Они объемные и говорящие…
    http://www.garmoniablog.ru

  7. Иван пишет:

    Такие классные фотографии. В Вашей статье много полезного. Пригодится как новичкам, так и более опытным.

  8. Виктор пишет:

    В изложении советов по фотосъемки есть две проблемы — доступность и достоверность. Бывает так, что информация изложена доступно, но она недостоверна. Бывает наоборот — достоверно, но недоступно. Хотелось бы совместить.

  9. Миша пишет:

    Хорошо иллюстрированная статья. Будет полезна всем. У меня сомнения по поводу снимка «Восход с осенней брусникой». А брусника ли это? То, что красного цвета на бруснику не похоже.

    • Виктор пишет:

      Это не моя фотография. Автор там указан. Подпись авторская. Брусника ли там, не знаю. Но фотография замечательная. И иней к месту.

      • Миша пишет:

        Про автора я прочитал и с тем, что фотография замечательная согласен. Только это не брусника.

        По теме хотел бы еще добавить, про замечательный свет перед и после грозы.

        • Виктор пишет:

          По поводу грозы это вы в самую точку попали. Я хотел написать про особые условия съемки. Например туман. Да видно нельзя объять необъятное. Может быть как-нибудь в следующий раз.

  10. Ольга пишет:

    Вить, а по сути, такие простые обыденные объекты сняты, а как здорово! Я так рада, что ты начал эту серию, как бы это назвать, лекций, наверное. Урра!! Очень полезно, ведь мы-то, щелкаем как нравится, ни разу не ученные, до чего-то доходим самостоятельно, чего-то, может, и не поймем никогда, а ты уже все систематизировал, пропустил через себя и так доступно все объяснил. Жду продолжения!

  11. Марк пишет:

    Иллюстрации очень хороши! Спасибо, Виктор.

    • Виктор пишет:

      Спасибо и Вам, Марк. Может быть как нибудь удастся еще раз побывать в Кенозерье. Уж больно давно я там не был.

      • Марк пишет:

        Да, там хорошо. Но и нельзя торопиться при съемке. Это я про себя. Успеха, Виктор.

  12. Алекс пишет:

    Красиво.
    Интересный взгляд на мир.
    У каждого свой угол зрения.
    Твой — прекрасен!

  13. Ольга пишет:

    Я два года назад начинала заниматься фотографией. Поступила в школу фотографов в нашем городе, купила зеркалку Никон, отучилась. Но, профессионально, так и не начала заниматься, только хобби, для себя).

    • Виктор пишет:

      Это два разных аспекта — снимать хорошо/плохо и снимать профессионально/для себя. Можно снимать для себя и очень хорошо, а можно профессионально (за деньги) и плохо. Профессиональная фотосъемка — это сфера услуг, со всеми вытекающими. Первым в мире фотографом-портретистом была женщина — Джулия Маргарет Камерон. Она снимала для себя на подаренную камеру.

  14. Елена пишет:

    Очень люблю качественную съемку фотографий. Очень красивые фотографии.

  15. Олег Клышко пишет:

    Фотки супер я то же люблю фотографировать, но мне кажется никогда таких красивых кадров у меня не получится

    • Виктор пишет:

      Конечно получится, если окажетесь в нужное время в нужном месте, и с фотоаппаратом.

    • Виктор пишет:

      Что-то я не понял, откуда такая скромность. У вас такие замечательные панорамы. С вашей технологией бы в Карелию, или на Байкал. Я вот только не понял — почему некоторые панорамы идеально сшиты, а другие не совсем сшиты?

      • Олег Клышко пишет:

        с рук фотографировал и бывает что где то мало захватил предыдущий кадр или человек прошел и несшились кадры. Хотя я с детства фотографирую но вот не доходит какую лучше диафрагму выставить в том или ином освещении

        • Виктор пишет:

          Ставьте камеру на штатив, и тогда любую диафрагму можно ставить. Для общих планов и панорам, как у вас, лучше где-то 8-11.

  16. Геннадий пишет:

    Очень интересная и информативная статья, отдельное спасибо за технические сноски
    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *